Пара десятков так называемых «звезд» эстрады уже не знают, как привлечь к себе внимание, а журналисты с неослабевающим напором сообщают нам о новом бракосочетании или разводе очередной «звезды» (зачастую без голоса и таланта).
Телевизор буквально ворвался в наши дома, при этом поработил многих людей. Любители всякого рода подсчетов говорят, что месяц из каждого года среднестатистический человек проводит возле телевизора. Дети давно уже ничего не читают. В библиотеках пусто. Нет, книжки на полках стоят, но их мало кто читает.
Хороших передач ничтожно мало. Плохих, пошлых, бесталанных, откровенно вредных для души и здоровья — пруд пруди. У людей, проводящих много времени пред телевизором, развивается состояние гипнонаркомании, то есть болезненно повышенной внушаемости. Как следствие, ослабевает воля, понижается способность к ситуационному анализу, страдает память, сон. Кроме того, длительное сидение производит застой крови в органах малого таза, приводит к дисфункции кишечника. Облучение от кинескопа также не проходит бесследно. Оно вызывает, особенно у детей, различные неврозоподобные нарушения, проявляющиеся раздражительностью, беспокойным сном, ухудшением общего самочувствия и ослаблением физических сил. Безвозвратно уходит время, а оно так дорого.
После вечерних просмотров телепередач нередко нарушается ночной сон, снятся кошмары, особенно страдают дети и подростки. Они гипнотически воздействуют на их неокрепшую психику. В результате маленький человечек впадает в транс и совершенно не критично воспринимает все, что льется с экрана. Часто «кровожадная» кинопродукция вместо того, чтобы научить разговаривать, учит мычать или изъяснятся междометиями. Это ведет к задержке психического развития юного зрителя. В результате дети не могут усваивать информацию на слух. Они воспринимают только зрительную информацию, а слова проходят мимо них. Именно поэтому в школе «телевоспитанники» почти не воспринимают говорящего учителя и плохо усваивают материал. Сложности вызывает и общение с другими детьми. Так формируются невротические расстройства, меняется поведение детей, появляются раздражительность, дерзость, грубость по отношению к окружающим, вплоть до неадекватной агрессивности.
В науке накоплена целая система доказательств и фактов, которые свидетельствуют о феномене социального научения. Еще в 70-е годы ХХ века канадско-американский психолог А. Бандура исследовал условия, при которых происходит это научение. «Одна единственная телевизионная модель может стать примером подражания для миллионов», — писал он в своей книге. Он основывался на многолетних исследованиях. Вот одно из них. Две группы детей 4—6 лет поместили в игровых комнатах без взрослых, но с видеонаблюдением. Одной группе показали агрессивный фильм. После сравнения видеозаписей, в группе детей, смотревших фильм, было зафиксировано в 8 раз больше агрессивных проявлений. Причем дети повторяли то, что недавно увидели на экране.
Никакая информация, в сущности, не исчезает бесследно. Страшные запечатленные картины остаются в подсознании человека, нередко всплывают вновь, наполняя сны ужасами и кошмарами, разнопланово воздействуют на психику, уродуя наши души. Участившиеся случаи всевозможных извращений, рост преступности, жутких уличных сцен, угоны самолетов, акты насилия — все это, во многом, результат не только плохого воспитания, но и воздействия телепередач.
Мы разучились быть в тишине. А тишина умиротворяет, исцеляет, укрепляет человека. Мы теряем время, а оно так дорого! Мы мало думаем или совсем не думаем о своей душе, о покаянии, о вечности. А в вечность мы не унесем любимый сериал или рок-концерт. Лукавый враг хитер. Он действует методично и целенаправленно, парализуя перед экранами телевизоров толпы людей. Не будем поддаваться!
Дмитрий Авдеев
Фоторассказы о важных мероприятиях, интересных встречах, паломнических путешествиях.