Заказать книги по телефону
+7 (926) 533-09-09
по будням с 10:00 до 19:00
О гневе

О гневе

Гнев… Это слово, хлесткое как удар кнута, неизвестно разве что младенцу. Тут и там слышишь: «Люди «дышат» гневом», «градус» народного гнева зашкаливает», «гнев лишил толпу рассудка»… С проявлениями гнева мы встречаемся повсюду: на работе, в быту, в транспорте, в магазине. В обществе социальная напряженность. Больная экономика, порой, кидает нас «из угла в угол». Теракты, стихийные бедствия, авиакатастрофы, кораблекрушения. «Sos» кричат экологи… А в центре всех этих событий человек, его душа, которая мечется, страдает и болит.

Гнев… Это слово, хлесткое как удар кнута, неизвестно разве что младенцу. Тут и там слышишь: «Люди «дышат» гневом», «градус» народного гнева зашкаливает», «гнев лишил толпу рассудка»… С проявлениями гнева мы встречаемся повсюду: на работе, в быту, в транспорте, в магазине. В обществе социальная напряженность. Больная экономика, порой, кидает нас «из угла в угол». Теракты, стихийные бедствия, авиакатастрофы, кораблекрушения. «Sos» кричат экологи… А в центре всех этих событий человек, его душа, которая мечется, страдает и болит. Если эта душа не со Христом, если она не укрепляется благодатью Таинств Церковных, то положение ее плачевное. Психиатры констатируют постоянный рост психических расстройств. Как утверждают специалисты: до половины посетителей поликлиник нуждаются, в первую очередь, в психологической коррекции их душевного состояния.

Что же такое гнев? Если задать этот вопрос на улице прохожим, то получим десятки вариантов ответов: от «сильной эмоции» до «шизофрении». И, увы, немногие скажут, что гнев – это, прежде всего, греховная страсть. «Страсть, — пишет святитель Феофан Затворник, — есть постепенное желание грешить известным образом или любовь к греховным каким-нибудь делам или предметам». Страсть в человеке, постепенно укореняясь, становится как бы второй его природой, основным ядром его чувств и желаний.

Таким образом, страсти — это греховные навыки души, обратившиеся от долгого времени и частого упражнения в грехе как бы в природные качества. Так, например, кто постоянно раздражается, воспламеняется гневом и при этом наполняется чувством мести и т. п. — тот одержим страстью гнева. Что говорили о гневе святые отцы? Преподобный Иоанн Лествичник говорил, что «гнев, подобно быстрому движению жернова, в одно мгновение может истереть и уничтожить душевной пшеницы и плода больше, нежели что другое в целый день. Посему тщательно надлежит внимать себе. Он, как пламя, раздуваемое сильным ветром, скорее, нежели медленный огонь, попаляет и губит душевную ниву…Как с появлением света удаляется тьма, так от благоухания смирения исчезает всякое огорчение и гнев».  «Гнев обращается в злобу и памятозлобие, когда долго удерживается и питается в сердце. Чего ради повелено нам скоро его пресекать, чтобы в ненависть и в злобу не возрастал, и так к злу большее зло не приложилося. Солнце да не зайдет в гневе вашем, ниже дадите место диаволу, глаголет апостол (Еф. 4, 26, 27)», - так писал  святитель Тихон Задонский. В творениях святого праведного Иоанна Кронштадтского читаем: «Человек, подверженный раздражительности и дышащий злобою, весьма ясно ощущает в груди своей присутствие враждебной, злой силы; она производит в душе совершенно противное тому, что говорит Спаситель о Своем присутствии: иго Мое благо и бремя Мое легко есть (см.: Мф. 11, 30). При том присутствии чувствуешь себя ужасно худо и тяжело – и душевно и телесно».

Преподобный авва Дорофей учит нас, что «…иное злопамятность, иное гнев, иное раздражительность и иное смущение; и чтобы вы лучше поняли сие, скажу вам пример. Кто разводит огонь, тот берет сначала малый уголек: это слово брата, нанесшего оскорбление. Вот это пока еще только малый уголек: ибо что такое слово брата твоего? Если ты его перенесешь, то ты и погасил уголек. Если же будешь думать: “Зачем он мне это сказал, и я ему скажу то и то, и если бы он не хотел оскорбить меня, он не сказал бы этого, и я непременно оскорблю его”, – вот ты и подложил лучинки или что-либо другое, подобно разводящему огонь, и произвел дым, который есть смущение. Смущение же есть то самое движение и возбуждение помыслов, которое воздвигает и раздражает сердце. Раздражение же есть отомстительное восстание на опечалившего, которое обращается в дерзость, как сказал блаженный авва Марк: “Злоба, питаемая помышлениями, раздражает сердце, убиваемая же молитвою и надеждою сокрушает его”».

И далее святой поучает: «Если бы ты перенес малое слово брата твоего, то погасил бы, как я уже сказал, этот малый уголек прежде, чем произошло смущение; однако же и его, если хочешь, можешь удобно погасить, пока оно еще не велико, молчанием, молитвою, одним поклоном от сердца. Если же ты будешь продолжать дымить, то есть раздражать и возбуждать сердце воспоминанием: “Зачем он мне это сказал, я и ему скажу то и то”, то от сего самого стечения и, так сказать, столкновения помыслов согревается и разгорается сердце, и происходит воспламенение раздражительности, ибо раздражительность есть жар крови около сердца, как говорит св. Василий Великий.

Вот как происходит раздражительность. Ее также называют острожелчием (вспыльчивостью). Если хочешь, можешь погасить и ее, прежде чем произойдет гнев. Если же ты продолжаешь смущать и смущаться, то уподобляешься человеку, подкладывающему дрова на огонь и еще более разжигающему его, отчего образуется много горящего уголья, и это есть гнев. Так же сказал и авва Зосима, когда его спросили, что значит изречение: “Где нет раздражительности, там безмолвствует вражда”. Ибо если кто-либо в начале смущения, когда оно начинает, как мы сказали, дымиться и бросать искры, поспешит укорить себя и поклониться ближнему, прося прощения, прежде нежели разгорится раздражительность, то он сохранит мир. Также когда возгорится раздражительность, если он не замолчит, но будет продолжать смущаться и возбуждать себя, то он делается, как мы сказали, подобным тому, кто подкладывает дрова на огонь, и они горят, пока наконец образуется много горящего уголья. И как горящее уголье, когда оно угаснет и будет собрано, может лежать несколько лет без повреждения, и даже, если кто польет его водою, оно не подвергается гниению: так и гнев, если закоснеет, обращается в злопамятность...».

Священник Александр Ельчанинов писал: «Нервность и т. д., мне кажется, просто виды греха, и именно гордости. Самый главный неврастеник – диавол. Можно ли представить себе неврастеником человека смиренного, доброго, терпеливого?». «Раздражительность нрава происходит от непознания себя, от гордости и от того еще, что мы не рассуждаем о сильном повреждении своей природы и мало познали кроткого и смиренного Иисуса»,  – поучал святой праведный Иоанн Кронштадтский. Вспыльчивости, раздражительности всегда предшествует гордость, самомнение, самопревозношение. О причинах раздражительности и потери душевного мира архиепископ Арсений (Жадановский) говорил: «Иногда вдруг у тебя появляется какая-то раздражительность, недовольство окружающими тебя людьми, а то и просто дурное, угнетенное состояние духа, тоска, разочарование. Малейший повод – и твое настроение испорчено. Отчего это? Очевидно, ранее душевная твоя почва была подготовлена к такому настроению. Раздражительность, недовольство людьми вызываются завистью, недоброжелательством к ним...».

Врачуются грехи не скальпелем и сильнодействующими пилюлями, а в духовной лечебнице – Церкви Христовой. Пастыри Церкви особенно обращали внимание на сохранение мира в душе при любых жизненных (внешних) обстоятельствах. «Я вам не желаю ни богатства, ни славы, ни успеха, ни даже здоровья, а лишь мира душевного. Это самое главное. Если у вас будет мир – вы будете счастливы», – писал преподобный Алексий Зосимовский.
 

Дмитрий Авдеев

 

Вопросы
Доктору Авдееву

Все вопросы
  • 25.09.2021

    Болезнь во спасение

    Передо мной психически больной молодой человек. На прием его привело не ухудшение самочувствия, но желание быть выслушанным, утешенным. Он страдает такой формой психоза, при которой личность остается относительно сохранной. Болезнь как бы проходит на его глазах. Усталым голосом он произнес: «Доктор, мне иногда кажется, что Господь оставил меня, что моя жизнь бесполезна, бесцельна. Я обуза для старенькой мамы, у меня нет работы, пенсии не хватает даже на то, чтобы свести концы с концами...».

Фоторепортажи

Фоторассказы о важных мероприятиях, интересных встречах, паломнических путешествиях.

Заказать книги

Архив
  • 13.12.2021

    Премьера фильма «Святитель Нектарий Эгинский»

    На ТВ СПАС, в серии «Святые целители» прошла премьера фильма «Святитель Нектарий Эгинский». В съемках фильма принимал участие Дмитрий Авдеев. Доктор рассказал свою историю о чудесной помощи святителя Нектария. Телеканал также выпустил отдельным трейлером беседу с Дмитрием Александровичем.
© 2007-2022, Официальный сайт Дмитрия Авдеева
Материалы сайта могут использоваться только с личного разрешения Дмитрия Авдеева и со ссылкой на источник. e-mail: daavdeev@yandex.ru

  • Яндекс.Метрика
  • Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет

  • СОКОЛ - Создание сайта