– Дмитрий Александрович, как Вы считаете, насколько важно священнику знать основы психиатрии, необходимо ли современному батюшке отличать духовные недуги от душевных (психических) расстройств?
– Отвечая на этот вопрос можно долго рассуждать насколько это важно и нужно, приводить много аргументов «за» и так далее. Мне хочется привести простой пример из своей практики, который даст исчерпывающий ответ на Ваш вопрос. Не так давно мне позвонила женщина и рассказала: «На днях к нам пришел батюшка из храма, чтобы освятить нашу квартиру. Я дома была с ребенком. Батюшка помолился, освятил жилище. А потом отвел меня в сторонку и сказал, что у моего ребенка, возможно, есть проблемы со здоровьем и посоветовал обратиться к Вам за консультацией. Батюшка сказал, что читал Ваши книги и слушал лекции. Я, кончено, и сама замечала, что у моего ребенка с психикой что-то неладное, но не решалась сама себе в этом признаться». Эта женщина пришла на консультацию вместе с ребенком. И священник и мама оказались правы. Поставив предварительный диагноз ребенку, я направил его лечиться в стационар. Родители в таких случаях очень переживают, боятся лечения, последствий. Я успокоил маму, дал практические советы. Через пару месяцев эта женщина позвонила снова, сказала, что ребенка полечили, ему стало гораздо лучше, теперь он будет наблюдаться у врача. «Спасибо вам доктор и спасибо батюшке» - закончила она разговор. Посмотрите, насколько это важно. И таких случаев много, когда священник первым замечает недуг и тактично советует человеку обратиться за помощью к врачу.
– Вот уж поистине соработничество священника и врача! Значит, прошли те времена, когда на исповеди батюшка ругает больного депрессией за уныние и велит усилить пост и молитву?
– К сожалению, по поводу уныния и депрессии вопросы еще остались. Несколько дней назад у меня была на консультации женщина из Красноярска. Сибирский город, большой, промышленный. Расстояние между Красноярском и столицей достаточно велико. И по сегодняшним ценам, приезд в Москву для жительницы Красноярска дорогостоящее мероприятие, тем более, как выяснилось, зарплата у нее невысокая. Как же она оказалась в Москве в моем кабинете? Женщина рассказала, что долгое время страдает унынием, апатией. Она часто рассказывала батюшке о таком своем состоянии и после очередной исповеди ей посоветовали поехать на «отчитку» в Троице-Сергиеву Лавру. Да, конечно, можно было предположить, что ее уныние вызвано бесовской атакой. Но никто из ее окружения даже не подумал о том, что она может быть больна. И вот женщина, преодолев тысячи километров, приехала в Лавру, жила там в гостинице и посещала Чин изгнания злых духов. Она приехала туда с надеждой на улучшение состояния, но лучше ей не стало. И она в совершеннейшем отчаянии приехала ко мне на консультацию. Часовая беседа, клиническое наблюдение за ней привели меня к однозначному выводу у нее – эндогенная депрессия. То есть, заболевание, которое возникает на физиологическом уровне и мало зависит от духовного состояния. Я назначил ей лечение. И сейчас оно уже начало давать свои положительные результаты.
По поводу «отчиток» хотелось бы сказать особо. Я не священник, и не дерзаю ставить духовные диагнозы, однако, хотел бы обратиться к нашим батюшкам: уныние может быть следствием психической болезни. Задайте себе вопрос – у человека духовный недуг или все же болезнь? Ведь болезнь может выражаться по-разному – в форме бреда, маниакальных состояний, навязчивости, уныния, страхов, потери памяти, а так же слабостью, упадком сил, апатией, быстрой утомляемостью. Не всегда такое самочувствие может определяться только духовными причинами!
– Наверное, неспециалисту все же непросто отличить одно от другого. Можете посоветовать, как же отличить, например, депрессию от уныния?
– Вспомним соответствующий раздел Основ социальной концепции Русской Православной Церкви. В нем нет параграфа, посвященного глазным болезням, нет главы о терапии или хирургии, но есть отельный параграф о психиатрии и наркологии. И это не случайно. Потому что у Церкви есть свое мнение о причинах психических заболеваний. Таких причин выделяется три: одна – биологическая, еще преподобный Иоанн Лествичник говорил, что такие болезни могут возникать «от естества». А две другие причины духовного порядка: греховные страсти и демоны, находящие себе «приют» в недрах каждой страсти.
Есть тонкая грань между унынием и депрессией. Ее важно различать. В одном случае – это порабощение души греховными страстями (уныния и печали), в другом случае – недуг, который надо врачевать методами современной медицины (депрессия). Молиться, обращаться к Господу за помощью надо в обоих случаях. Но во втором случае уместна еще будет и помощь врача. И чтобы суметь отличить одно от другого – нужно заинтересоваться этой темой, что-то почитать. В помощь верующим людям и священникам я даже книгу написал «Уныние и депрессия: сходства, различия, врачевание». Различать это важно и нужно, ведь в одном случае нужно найти грех и пытаться духовными средствами его уврачевать, а в другом случае – это болезнь, лечить которую нужно также и медикаментами. Главное, что здесь нет никакого противопоставления, а напротив, должно быть как два крыла у птицы, синергия, соработничество врача и священника.
На практике это может выглядеть примерно так. Представьте себе поток исповедников. Усталый батюшка стоит у аналоя. К нему подходит девушка с грустными глазами, долу опущенными, кается в постоянном унынии, в том, что не хочется жить, возникают мысли, не свести ли счеты с жизнью. И вот тут у священника срабатывает, говоря языком медицины, дифференциальная диагностика: а не болезнь ли это? А не указать ли этой девушке на то, что она может иметь психический недуг? Особенно актуально это сейчас, в весеннее время, когда депрессия имеет тенденцию обостряться.
– Многие православные люди имеют духовников. Не сталкиваетесь ли Вы с тем, что некоторые духовники не благославляют своим чадам пить таблетки. А человек может быть болен и лечение ему необходимо?
– К великому сожалению сталкиваюсь. Довольно часто батюшки не благославляют лечиться, родственники заболевшего человека не соглашаются его лечить. На вопрос «почему?» - и те, и другие отвечают одинаково: «его залечут».
В обществе сложились очень уж устойчивые негативные стереотипы о врачах-психиатрах, о психотропных препаратах. Существует мнение, что таблетки обязательно дезорганизуют личность, сделают из человека «овощ», как говорят многие противники медикаментозного лечения. Но в этом – элементарное незнание сути действия лечебных препаратов. Действительно, положительный эффект многих лекарств в психиатрии наступает через охранительное торможение нервной системы. В этом состоит особенность лечения психического расстройства.
Чтобы было понятнее, я приведу такую аналогию: «предположим, мы госпитализировали своего родственника в хирургию с аппендицитом. А на операции ему, естественно, вскрыли живот. А кто-то может сказать: Представляете? А они живот разрезали!». Но ведь всем, даже не врачам понятно – чтобы провести операцию по удалению аппендикса, необходимо сделать разрез на животе. Помочь как-то иначе – не получится. То же самое и с препаратами, которые мы назначаем – лечение невозможно без охранительного торможения. Хотя наука не стоит на месте и в этом направлении сделано многое. Сейчас появляются новые лекарства, которые не оказывают угнетающего действия на психику. Но в любом случае, больному человеку нужно лечиться, потому что своевременно начатое и квалифицированное лечение – это хорошая реабилитация, хорошая ремиссия, а иногда и полное выздоровление.
Что же касается советов некоторых духовников, то не благословлять лечение психических расстройств – ошибка. Понятно, что многие воцерковленные люди советуются с духовниками по всем жизненно важным вопросам. И душевное здоровье – одна из таких тем, тем более, что с каждым годом число психических заболеваний многократно возрастает. Поэтому я мои православные коллеги стараемся донести до священнослужителей основы пастырской психиатрии. И в России и за рубежом я выступал и выступаю на пастырских семинарах, в богословских учебных заведениях, пишу статьи и книги на эту тему. Современному батюшке важно разбираться в этих вопросах, тем более, что многие психические расстройства не нуждаются в клиническом, медикаментозном лечении, а вызваны греховными недугами, страстями, поработившими душу человека. Например, сейчас нашу страну захватила буквально волна суицидов, к великому сожалению, детских. А ведь известно, что суицид – проблема не больных людей, а здоровых. И в этом случае заниматься экспансией психиатрии недопустимо. Часто причины самоубийств в непонимании того, зачем живет человек, в бездуховности, иногда откровенной греховности жизни. И главным «лечением» этого недуга будет проповедь Православия, воцерковление, воспитание детей в духе христианского вероучения. Таких расстройств, где греховные страсти доминируют, играют одну из первостепенных ролей – очень много, примерно 80 процентов от общего числа психических заболеваний. Но помня о них, нужно не забывать и о других 20-ти процентах.
– Дмитрий Александрович не секрет, что многие люди боятся психиатров. А верующие люди, к тому же хотят лечиться у верующего врача. Но специалистов, исповедующих православие, встретишь нечасто. Можно ли лечиться у неверующего врача?
– Во-первых, врачей-психиатров бояться не стоит. Конечно, лучше бы лечиться у верующего профессионала-врача. Но, давайте разделим некоторые вещи. Есть психиатрия, психотерапия и психология. Если говорить о помощи врача-психиатра, то эта помощь не предполагает душепопечения. В большей степени, это помощь профессионала-клинициста, направленная на диагностику психических нарушений и их устранение с помощью методов биологической терапии, медикаментов. То есть помощь врача-клинициста не помощь душепопечителя, чего не могу сказать о психотерапии и психологии. Поэтому при определенных ситуациях обратиться за помощью к психиатру, который не является церковным человеком – вполне возможно. Но помощь его должна быть строго профессиональной. Сегодня законодательно запрещено врачу-психиатру каким-то образом влиять на религиозные чувства человека, унижать религиозное достоинство. Если врач начнет что-то высмеивать, говорить, например: снимите крестик – знайте, что это просто недопустимо. Есть закон, который защищает права психически больного человека, согласно которому даже в больницу, если это необходимо можно пригласить батюшку.
А в психотерапии и психологии – нужно быть очень внимательными. Здесь речь идет о душепопечении, и тут не все равно, какими методами и способами будет помогать специалист. Я бы не пошел на консультацию к психологу, который не исповедует православную веру. К счастью, сегодня в Москве и в регионах тоже все больше и больше верующих православных психологов, психотерапевтов. Многие ведут консультации при храмах. Это тенденция радует. Так что, если есть возможность – выбирайте верующего специалиста и заботьтесь о своем духовном и душевном здоровье.
Яна Беседина
Фоторассказы о важных мероприятиях, интересных встречах, паломнических путешествиях.