— Дмитрий Александрович, почему Вы своим пациентам предлагаете взглянуть на то, что с ними происходит, через призму православия?
— Психотерапия и психология справедливо рассуждают о многих вещах. Но, к сожалению, не видят главного. Не видят истинных причин душевных недугов. А истинные причины — в том, что человек живет без Бога, то есть не соотносит свои мысли и поступки с заповедями Божиими, а значит, не осознает своих грехов, страстей и не видит необходимости в исправлении. Конечно, это вовсе не означает, что медицина и, в частности, психотерапия бессмысленны. Нет. Я — врач, и лечу, в первую очередь как доктор, и лекарства, когда это необходимо, назначаю.
— Статистика говорит о том, что с каждым годом число людей, страдающих неврозами, растет. Апатия, нарушения сна, депрессии, тревожность, страхи знакомы многим из нас не понаслышке. Принято считать, что всему виной стремительный темп жизни, стрессы...
— Скажу все то же. Основная причина — в безверии. Нам же никто не навязывает этот стремительный темп жизни. Мы сами его выбираем, потому что не видим истинных ценностей жизни. Гонимся за большими заработками, стремимся быть лучше других. А душа страдает.
Медицине известно, что невроз развивается тогда, когда человек не может найти подходящего выхода из сложного положения, не может разрешить важную для него ситуацию или перенести какую-то трагедию. Однако врачебные наблюдения показывают, что главная причина развития такого недуга — не внешняя. Она заключается в самом человеке. Есть люди, которые имеют «способность» нервозно реагировать на жизнь. Поэтому причины для нового витка болезни у такого человека всегда найдутся. Недаром статистика говорит о том, что в 70-80 процентах случаев неврозы рецидивируют.
— Почему же один человек склонен к неврозам, а другой — нет?
— С математической точностью я, конечно, на этот вопрос не отвечу. Об одном могу сказать с уверенностью. Невротические расстройства свойственны расстроенной грехами душе. Именно они дезорганизуют волю, выводят эмоции и воображение из-под контроля сознания. Проще говоря, разум человека, его воля и чувства становятся подобны лебедю, раку и щуке из известной басни: каждый тянет в свою сторону, нет гармонии, в то время как все должно быть в соподчинении. Разуму подчиняется воля, а воле — чувства.
Конечно, большинство недугов посылаются нам по нашей же вине. Но каким заболеванием и за какое прегрешение мы расплачиваемся, сказать подчас невозможно. Невроз, пожалуй, единственное заболевание, истоки которого мы можем с большей или меньшей точностью проследить. Невротические проявления очень разнообразны, но в основе многих из них лежит отсутствие смирения, а именно гордость.
— Можете ли Вы привести хотя бы некоторые психологические характеристики гордости? Как конкретно гордость проявляется в характере человека?
— К примеру: высокомерие, обидчивость, упрямство, зависть, эгоизм, самолюбие, самоуверенность, большое самомнение, неблагодарность, злобность. Гордый человек не терпит критики, не видит своих ошибок, испытывает сложности в общении, не может говорить о своих слабостях, не может простить обиду, не может извиниться или покаяться, не может иронично к себе отнестись.
— Наверное, поначалу человеку не просто осмыслить тот факт, что причина его душевных страданий — в нем самом. Вот, к примеру, если ты нарушил диету и у тебя обострился гастрит — тут все ясно, сам виноват. А как быть в случае с неврозом?
— К сожалению, действительно, нередко мы обвиняем в том, что с нами происходит, кого угодно, только не самих себя. Возьмем для примера такую ситуацию. Предположим, мы сердимся на кого-то. Кто-то поступил с нами непорядочно — не выполнил данного обещания. Сердце колотится, дыхание неровное, руки дрожат. На душе очень тяжело. Кто виноват в том, что нам сейчас так плохо? Может быть, тот, кто нас обидел. Но почему же тогда страдаем мы? Вроде бы мы ни в чем не виноваты?! А страдаем потому, что обиделись, не сумели простить. Не сумели смиренно принять то, что с нами так обошлись. Уязвлена наша гордыня. Так что взаимосвязь между нашим мировоззрением и душевным состоянием очевидна.
— Другими словами, чтобы ушла склонность «нервно» воспринимать жизненные обстоятельства, нужно изменить себя?
— Да. Нужно захотеть изменить себя. Поначалу это может быть непросто. Но нужно работать над собой, обратиться с искренним покаянием ко Господу. И постепенно наблюдать за собой станет все легче. А «без величайшего наблюдения над собой невозможно преуспеть ни в одной добродетели», — писал святитель Игнатий (Брянчанинов).
— Кстати, сегодня диагноз «невроз» ставят даже детям. Причем это случается нередко. В чем причины развития этого заболевания у ребенка? Как родители могут помочь своим детям?
— Ничего удивительного. Нервные родители — нервные дети. Есть даже такое понятие — семейный невроз. Когда родители работают над собой в духовном плане, когда они меняются, тогда меняется и ребенок.
— Сегодня часто звучит термин «ипохондрия», но мало кто знает, что он точно означает. Кого можно назвать ипохондриком? Расскажите об этом.
— Ипохондриком можно назвать человека, который всегда переоценивает тяжесть своей болезни, недомогания. Такой человек прислушивается к каждому своему вздоху, работе сердца и других внутренних органов. Любые покалывания, пощипывания, которые он ощущает, волнуют его значительно больше, чем весь окружающий мир. Ипохондричный человек занят только собой, его мысли обращены исключительно к своему здоровью, которое становится для него кумиром. Врачи порой не знают, что делать с такими пациентами, которые беспрестанно атакуют поликлиники, требуя провести им разнообразные исследования, анализы и прочее тому подобное. С определенностью можно сказать, что за «фасадом» подобного поведения сквозит самовлюбленность, выраженный эгоизм.
— Спасибо Вам за интересное интервью!
— Мира душевного Вам и всем читателям.
Фоторассказы о важных мероприятиях, интересных встречах, паломнических путешествиях.