П. В. Безменов:
- Наша больница преобразована в центр психического здоровья детей и подростков Департамента здравоохранения Москвы и, по сути, является главным специализированным учреждением, оказываемым психиатрическую помощь детям. К нам поступают все цифры по детской психиатрии в Москве. По нашим данным в 2011 году на учете в психоневрологических диспансерах (ПНД) стояло 5 599 детей с инвалидностью по психическим расстройствам, что составляет 27,74% на 10 тысяч детского населения Москвы. В 2010 году на учете в ПНД состояло 3 318 детей, что составляет 25, 57% на 10 тысяч детей. В 2009 году на учете состояло 3 818 детей, что соответствовало 30, 45% на 10 тысяч детей.
На стационарном лечении в 2009 году – 540 детей, 2010 – 622 ребенка, 2011 – 714 детей. По нашим данным, тенденция роста числа детей с инвалидностью действительно есть, хотя говорить о том, что этот рост увеличился на 60 и более процентов не приходится. Таким образом, в Москве можно отметить устойчивую тенденцию к росту количества детей с психическими заболеваниями примерно на 10-15%.
Н. К. Сухотина:
- Вероятно, названная цифра в 60% - это показатель по России в целом. Конечно, ситуация в целом по стране значительно отличается от положения в столице. Объясню, почему такая разница.
Во-первых, известно, что заболеваемость по регионам нашей страны существенно разнится. Есть регионы с высоким уровнем болезненности, например, Читинская область. Есть регионы с очень плохими экологическими условиями, где проживает уже не одно поколение, а по экологическим условиям там проживать нельзя, соответственно цифры по уровню заболеваемости в этих регионах будут высокими.
Во-вторых, Москва по социально-экономическому уровню существенно отличается от других городов страны. Поэтому в регионах, часть роста инвалидности может быть обусловлена именно социально-экономическими причинами. Московские родители чаще всего, стараются увести ребенка от инвалидности и максимально реабилитировать его в обществе. В регионах другая ситуация – там есть материальная заинтересованность в получении инвалидности, зачастую к ней стремятся, потому что она даст пусть небольшие, но деньги, льготы и так далее.
Кроме того, увеличению числа детей-инвалидов по психическим заболеваниям способствуют рост информационных нагрузок, утяжеление социально-стрессовой ситуации. Дети и подростки с невысоким качеством психического здоровья (эмоционально-волевая неустойчивость, внимание, память) не могут адаптироваться к тем требованиям, которые предъявляются в обществе. Это порождает рост зависимостей химических и не химических.
А.А.Северный:
- Я бы хотел отметить негативные стороны медицинского прогресса, который, увы, так же способствует увеличению числа детей-инвалидов. Думаю, все слышали, что такое регулируемые роды. Раньше это делалось по строгим медицинским показаниям: женщинам производили стимуляцию родов, если они не могли самостоятельно разрешиться. Сейчас это применяют везде и всюду. Поскольку я веду постоянный прием детей, я выясняю, как ребенок рождался. У меня нет статистики, но по личному опыту, минимум треть детей, если не больше, сейчас рождается в так называемых регулируемых родах не по медицинским показаниям, а для удобства акушеров.
Цитирую дословно, что слышу от мамаш – «подходит акушер и говорит: я завтра ухожу в отпуск, давай, мы сегодня родим». За последние 20 лет это приняло характер постоянной практики. Женщина поступает с родовой деятельностью ночью, ей останавливают родовую деятельность, а утром начинают стимуляцию и вызывают роды искусственно. То есть ребенок рождается не подготовленным к рождению, а это почти 100% риск получения родовой травмы. А получение родовой травмы – это высокий риск органического поражения центральной нервной системы со всеми последствиями: эпилептические расстройства, нарушения развития, умственная отсталость и так далее.
П. В. Безменов:
- Есть и другие причины. Инвалидность – это не диагноз, а ограничение деятельности. Раньше дети с умственной отсталостью инвалидами не считались. Сейчас считается, что если ребенок обучается по вспомогательной программе, то он является инвалидом, потому что это ограничивает его жизнедеятельность. И по опыту нашего НПЦ, могу сказать, что рост инвалидности связан с увеличением числа детей с легкой умственной отсталостью. Сейчас им оформляют инвалидность, чуть ли не принудительно.
Еще один момент – тренды в диагностике. По нашему опыту за последние годы, где-то с 2006 года примерно на 15% сократилось количество детей с шизофренией и ровно настолько же больше появилось детей с ранним детским аутизмом. Каждому второму ребенку ставят диагноз синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Сейчас мода на эти диагнозы.
А.А. Северный:
- Я бы хотел рассказать, о том, как организована психиатрическая помощь детям. Вообще психиатрическая помощь оказывается согласно Закону о психиатрической помощи. И в нем есть один абзац, в котором дети объединены с недееспособными инвалидами. Вот и все, что есть у нас законодательно в отношении детей. Это положение приводит к чрезвычайно тяжелым ситуациям.
В частности, в законе есть такая норма, что ребенка психиатр может обследовать только с согласия обоих родителей. У нас бывают случаи, когда мама приводит ребенка, а потом папа подает на психиатра в суд, так как он не имел права смотреть ребенка без его ведома. То есть мы не можем оказать помощь больному ребенку, если папа вообще не известен, живет за границей или возражает против лечения.
Вчера был конкретный случай. В институте педиатрии смотрю ребенка, которого надо лечить, и мама соглашается, и ребенок просит, а папа говорит – нет, я не согласен. Хотя ребенку плохо, он учиться не может, он уже на грани инвалидности по социальным показаниям, а папа не согласен. Значит, закон запрещает мне оказать такому ребенку помощь.
Что касается нормативного обеспечения, то постановлению министерства здравоохранения, психиатр может осматривать ребенка только после 3-х лет. Хотя очень часто, те или иные нарушения закладываются и внутриутробно, и возникают при рождении, и в первые месяцы и годы жизни ребенка, когда еще что-то можно исправить при активном вмешательстве, при активной коррекции. А к 3-4 годам мы уже получаем инвалида с нарушениями поведения, отсталого, с речевыми нарушениями и т.д. Не выделяется детская психосоматика. Это расстройства, которые проявляются через тело, а у детей они чаще всего и проявляются через тело. И ребенка считают физически больным, много лет водят по разным врачам, вместо того, чтобы он получил квалифицированную психиатрическую помощь и не инвалидизировался, потому что эти дети не могут учиться, им дают инвалидность по тем заболеваниям, которых у них в действительности нет.
В России вообще ликвидирована специальность детского психиатра, как номенклатурная специальность. Мы боремся за то, чтобы восстановить нормативную специальность, но в очередной раз получили отказ. Это чревато тем, что специалист, проходя специализацию не получит сертификат, подтверждающий, что он детский психиатр. И специалист не обязан проходить каждые 5 лет специализацию именно по детской психиатрии. Это значит, что должность детского психиатра может занимать психиатр, не получивший ни разу специализацию именно по детской психиатрии
Вопрос от «Вестника»: Как развенчать стереотипы о том, что психиатры «залечат»? И как изменить негативное отношение общества к психически больным людям?
П. В. Безменов: Нередко родители боятся стигматизации – навешивании ярлыков. Людей страшит онкология и психиатрия. Если к онкологу идти боятся, то к психиатру – стыдятся. Если онкологическое заболевание вызывает в обществе сочувствие, то психическое расстройство вызывает не должное негативное отношение. К сожалению, общество далеко не всегда правильно и разумно относится к страдающим психическими расстройствами людям, в том числе и к детям. И родителям проще пойти куда угодно, но только не к врачу-психиатру. Во всем мире отношение к психиатрии одинаковое. За границей начала появляться культура отношения к психическим заболеваниям. Не последнюю роль играют СМИ в этом вопросе.
О.В. Даниленко: О роли СМИ в этом вопросе. Изменить отношение в обществе к людям, страдающим психическим заболеваниям, может социальная реклама. В европейских странах есть социальная реклама, которая позволяет взглянуть на эти вопросы по-другому, она объясняет о том, что психические нарушения, это такие же заболевания, как соматические. И что эти люди полноценные члены общества, они могут социализироваться, получать профессию, работать.
А. А. Северный: Я думаю, что положительная роль в этом вопросе у Православной Церкви. Я неоднократно сталкивался с тем, что приходили на прием родители с детьми и говорили – мы были на исповеди, и священник посоветовал обратиться к психиатру. И таких случаев немало.
КОММЕНТАРИЙ Д.А.АВДЕЕВА:
- Отрадно, что состоялся обстоятельный и профессиональный разговор на тему психического здоровья детей. Однако, как всегда, в подобного рода дискуссиях отсутствует духовное измерение поднимаемых проблем. А именно духовное воспитание подрастающего поколения имеет огромное значение для формирования личности ребенка и его душевного здоровья. Этой теме посвящена книга нашего Института «Как сохранить душевное здоровье ребенка и подростка».
Фоторассказы о важных мероприятиях, интересных встречах, паломнических путешествиях.