С момента крещения Руси врачевание находилось под покровительством Православной Церкви. Еще святой равноапостольный князь Владимир в своем церковном Уставе (ок. 997 г.) объявлял «лечцов» (врачей) — людьми церковными, подвластными епископу. В XVI веке, на Стоглавом соборе (1551 год) Иван Грозный потребовал оказания содействия в призрении нищих и больных, к которым относились и «лишенные разума». По постановлению Стоглавого собора монастыри взяли на себя попечение о психически больных, в частности совершивших преступления. Эти функции монастыри выполняли и раньше, но постановления собора уточнили и расширили их обязанности. Так на Руси стал формироваться монастырский период психиатрии, когда государство, не имея психиатрических лечебниц и врачей-психиатров, возлагало на монастыри призрение психически больных людей. Психиатрии как медицинской науки еще не существовало. Этот этап продолжался примерно до середины XVIII века.
Путь из Ларнаки на машине занял чуть более получаса. Последние семь километров – крутой подъем. Зигзаг, еще зигзаг, и еще… Мы почти на вершине горы. Почти, потому что на самой вершине – монастырь Ставровуни (по-гречески «ставрос» – крест и «вуно» – гора). Отсюда в обитель паломники идут только пешком. Вид восхитительный. Кажется, что весь Кипр как на ладони. Выхожу из машины. Меня встречает седовласый монах. Спрашиваю у него, открыт ли сегодня монастырь для посещения. В ответ монах утвердительно кивает и в свою очередь спрашивает, откуда я. Узнав, что из России, он добродушно улыбается. Оставляю рюкзак в машине и беру с собой фотоаппарат. «Фото ноу», — указывая на камеру, заметил мой новый знакомый. Я сначала огорчился, а потом подумал, что так будет правильнее и фотоаппарат не будет меня отвлекать.
В Москве прошел круглый стол «Психическое здоровье детей и подростков». Поводом для круглого стола стало заявление российских омбудсменов о том, что в России за последние 11 лет число детей-инвалидов с психическими расстройствами выросло на 60%. Верна ли эта статистика и о чем она говорит? Почему количество детей-инвалидов с психическими расстройствами увеличилось? Достаточно ли правильно организована психиатрическая помощь детям у нас в стране?
Участники круглого стола – ведущие специалисты в области детской психиатрии: Анатолий Алексеевич Северный – президент Ассоциации детских психиатров и психологов, ведущий научный сотрудник Научного центра психического здоровья РАМН, Нина Константиновна Сухотина – руководитель отделения детской и подростковой психиатрии Московского НИИ психиатрии Минздравсоцразвития РФ, Петр Васильевич Безменов – заместитель главного врача Детской Психиатрической больницы №6 г. Москвы, Елена Георгиевна Дозорцева – руководитель лаборатории психологии детского и подросткового возраста Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского, Ольга Васильевна Даниленко – доцент факультета социальной психологии Московского Психолого-педагогического университета.
«Страх за тело бывает в людях столь силен, что вследствие оного нередко остаются они неспособными совершить что-либо достославное и досточестное. Но когда на страх за тело проникает страх за душу, тогда страх телесный изнемогает пред страхом душевным, как воск от силы пожигающего огня.
И когда находишься в болезни, скажи: "Блажен сподобившийся быть искушенным от Бога в том, за что наследуем жизнь". Ибо недуги посылает Бог для здравия души».
Преподобный Исаак Сирин
Слово Божие бесконечно велико. И человеческое вглядывание в него, даже не выходящее за пределы разумения Святой Православной Церкви, постоянно обретает и новые оттенки постижения, и нераскрытые прежде значения вечного и постоянного смысла.
Хорошо известна и обширно применяется притча Спасителя о нечистом духе, вышедшем из человека. Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя. И не находит; тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И, пришедши, находит его незанятым, выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, вошедши, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого (Мф. 12, 43 – 45)…
Что бы нужно было сделать человеку, сумевшему победить греховную привычку? Для начала поставить ум свой на страже сердца, чтобы он рассматривал, по крайней мере, самые грубые греховные помыслы и, как сторож, даже не очень хороший, старался бы не пропускать самые несомненно враждебные.
А когда этого нет?.. Посмотрим, что может получиться…
Проблема пьянства остается крайне актуальной для нашего общества. В последние десятилетия возникла целая индустрия услуг – сотни клиник и частных целителей обещают избавить от алкогольной зависимости посредством медикаментозного или психологического воздействия, написаны тысячи книг, предлагающих тот или иной «легкий способ» бросить пить. Но почему-то алкоголиков в стране меньше не становится и практически каждая российская семья так или иначе сталкивается с этим несчастьем.
О том, как помочь своим близким (или самому себе) порвать дружбу с «зеленым змием», мы беседуем с православным психиатром, психотерапевтом, медицинским психологом, кандидатом медицинских наук Дмитрием Александровичем Авдеевым.
Гордость – губительное состояние для души, тяжелейшая греховная страсть. Гордость изматывает человека и духовно и психологически. Гордый человек является сам для себя самой большой проблемой в жизни. Нередко страждущие недугами пьянства, наркомании и другими зависимостями порабощены именно этой греховной страстью, которая не дает им узреть свои немощи и грехи, и с покаянием обратиться ко Господу.
Явление святого образа «Неупиваемая Чаша» произошло в 1878 году. Крестьянин Ефремовского уезда Тульской губернии был одержим страстью пьянства, дошел до полной нищеты, кроме того, у него отнялись ноги. Однажды в тонком сне он увидел святого старца, который велел ему отправиться в город Серпухов, в Высоцкий Введенский мужской монастырь и там отслужить молебен перед иконой Божией Матери «Неупиваемая Чаша». Явление старца во сне повторялось еще несколько раз. Без денег, не владея ногами, несчастный на четвереньках пополз в монастырь.
Раздражительность, депрессия, тревожность, ипохондрия, бессонница… Почему наши современники так подвержены этим неприятным состояниям? В чем их глубинная причина? Рассказывает директор Института проблем формирования христианского отношения к психическим заболеваниям, кандидат медицинских наук, член Союза писателей России Дмитрий Авдеев.
За год до пожалования мне заповеди о служении Божией Матери при Дивеевской обители, великий старец Серафим исцелил меня от тяжких и неимоверных, великих ревматических и других болезней, с расслаблением всего тела и отнятием ног, скорченных и в коленках распухших и язвами пролежней на спине и боках, коими я страдал неисцельно более трех лет.
1831 года, 9 сентября, батюшка отец Серафим одним словом исцелил меня от всех болезней моих.
Передо мной психически больной молодой человек. На прием его привело не ухудшение самочувствия, но желание быть выслушанным, утешенным. Он страдает такой формой психоза, при которой личность остается относительно сохранной. Болезнь как бы проходит на его глазах. Усталым голосом он произнес: «Доктор, мне иногда кажется, что Господь оставил меня, что моя жизнь бесполезна, бесцельна. Я обуза для старенькой мамы, у меня нет работы, пенсии не хватает даже на то, чтобы свести концы с концами...».
Фоторепортажи
Фоторассказы о важных мероприятиях, интересных встречах, паломнических путешествиях.
На ТВ СПАС, в серии «Святые целители» прошла премьера фильма «Святитель Нектарий Эгинский». В съемках фильма принимал участие Дмитрий Авдеев. Доктор рассказал свою историю о чудесной помощи святителя Нектария. Телеканал также выпустил отдельным трейлером беседу с Дмитрием Александровичем.