- Дмитрий Александрович, при существующем в настоящее время огромном количестве психотерапевтических методов, в чем Вы видите особенность православной психотерапии?
- Православный психотерапевт призван оказывать человеку комплексную медико-психологическую, социальную и духовную помощь. Ошибочно сводить все психические заболевания к проявлениям одержимости и пытаться лечить любые духовные расстройства исключительно клиническими методами. Наиболее эффективный способ лечения заключается в сочетании пастырской и врачебной помощи. Именно в психотерапии, где так много теорий и направлений, особенно важно акцентировать мировоззренческий аспект, определиться в вопросе веры. В этом смысле православным врачам других специальностей проще: достаточно быть профессионалом и одновременно прибегать к таинствам и молиться за пациентов. Православный же психотерапевт без компетентного, правильного подхода и сам запутается, и людей уведет в сторону.
- Какие современные психологические методики, на ваш взгляд, наиболее агрессивны и опасны?
- Один буддийский монах в 1974 году сказал, что буддизм придет на Запад через психологию. Как раз это мы и наблюдаем сейчас в виде распространения различных методик дыхания, йоги и т.д. Продолжается поклонение Фрейду, да и тот уже остался далеко позади - в моду вошли «энэлпишники» со своей «Структурой магии», которая учит, как, подстроившись к человеку с помощью позы, дыхания, речевых акцентов, сбить его с толку, навязать свой образ мысли и поведения. Это не что иное, как американская система промывки мозгов, которая очень активно используется на телевидении.
В нашей стране, растлевая души людей, практикуют 300 тысяч оккультных «целителей», многие психотерапевты и психологи все более уподобляются средневековым чародеям или языческим жрецам. Православные специалисты высказывают крайнюю озабоченность характером оказываемой психологической и психотерапевтической помощи населению, которая нередко является антихристианской и деструктивной по своим последствиям для личности
- Что же предлагает православная психотерапия для изменения нездорового сознания?
- Христианский образ жизни — лучшее средство сохранения внутреннего мира. Человек может быть больным или бедным, но при правильном духовном настрое у него в душе «поют соловьи и цветут розы». Нет мгновенья, в которое мы были бы без Бога и вне Бога: вся наша жизнь проходит в потоке святого Промысла Божиего. Анализировать путь, которым Господь нас спасает, невозможно. Порой люди, пережившие трагические события, вследствие которых они пришли к Богу, делают вывод, что должны были пройти этот путь. Вместе с тем в своей врачебной практике я часто сталкиваюсь с ситуациями, когда болящий или скорбящий человек не понимает духовного смысла страдания, очень тяготится своим самочувствием, полон уныния и печали. Бывает и того хуже: отчаяние, тоска, желание смерти... Хочется верить, что Господь даст нам время и силы, чтобы покаяться и исправиться.
- Какой точки зрения на причину возникновения психических расстройств Вы придерживаетесь?
- Будучи православным христианином и врачом-психиатром, психотерапевтом, я глубоко убежден в том, что значительная часть психических расстройств, так называемых пограничных состояний, — следствие греховного образа жизни, страстей и пороков, укоренившихся в душе человека. Кроме того, в обществе чрезвычайно остро стоят проблемы наркомании, алкоголизма, а теперь и игромании и, как следствие, год от года растет число душевнобольных.
- Православных специалистов не так много - к кому же обращаться больным людям?
- Профессиональную врачебную помощь в ряде случаев полезно получить у психиатра, чтобы тот назначил медикаментозное лечение, выписал лекарственные препараты. Конечно, при этом православный человек, обращаясь в стационар или психоневрологический диспансер, должен молиться о своем исцелении. Другое дело - психотерапевт или психолог. Эти специалисты затрагивают область душепопечения, и далеко не все равно, к какому человеку вы попадете. Даже к высококвалифицированному специалисту, если он не крещен или враждебно настроен к Церкви, я бы стопроцентно не рекомендовал обращаться. Просто потому, что в основе его работы лежат иные антропологические принципы, чуждые православному сознанию представления о человеке и его душевном здоровье, следовательно, его советы не могут быть органично восприняты православным человеком и, в конечном счете, не принесут пользы.
- На каких принципах строится работа православного психолога?
- На этот вопрос можно ответить словами святителя Игнатия Брянчанинова, ставшими жизненным кредо профессора Дмитрия Евгеньевича Мелехова - фактически единственного советского ученого, который в эпоху богоборчества занимался религиозной психиатрией: «И слепому, и прокаженному, и поврежденному рассудком, и грудному младенцу, и уголовному преступнику, и язычнику окажи почтение, как образу Божию. Что тебе до его немощей и недостатков? Наблюдай за собой, чтобы тебе не иметь недостатка в любви».