Приветствую Вас, дорогие радиослушатели. Сегодня наш разговор можно обозначить таким заголовком: «православие и медицина». Особенно отрадно говорить об этой теме, ибо наша передача готовится в канун памяти святого угодника Божиего, Великомученика и Целителя Пантелеимона, которого по праву можно назвать предстателем за всех болящих, вопиющих ко Господу о прощении грехов и исцелениях телесных. Посмотрите на какое важное обстоятельство нужно обратить внимание. Прежде всего — вера и покаяние, упование на милость Божию.
Господь Иисус Христос, исцеляя одержимых душевными и телесными недугами, говорит: «Отпускаются тебе грехи твои, иди дерзай, вера твоя спасла тебя». Исцеление нужно было не столько само по себе, хотя и это важно. Через это исцеление человек должен был обрести полезного, он должен был обрести веру, истину, изменить свою жизнь.
Многие болезни — это следствие греховных страстей, пороков, греховного образа жизни. Вспомним эти страсти: гордость, тщеславие, уныние, печаль, чревоугодие, блуд, сребролюбие. Все страсти связаны друг с другом. Одна порождает другую.
Я помню, как один пациент откровенно поведал мне, что его так мучает зависть, что он буквально не может сделать вдоха, если у кого-то из его знакомых что-то лучше, богаче, красивее. Страсть и страдание. Страсть порождает страдание. Это не только близкие по написанию, но и очень близкие по значению слова.
Современная медицина говорит о том, что порядка 80 % болезней развиваются на нервной почве. А откуда берется эта самая нервная почва? Она порой образуется и состоит из грехов. Грех, совершаясь в глубине человеческого духа изменяет характер, он делает этот характер склонным к формированию тех или иных болезней. И вот цепочка может быть представлена таким образом: грех — греховный характер — болезнь. Причем, некоторые болезни являются прямым следствием греха. Это, прежде всего, алкоголизм, наркомания, игромания, токсикомания, злостное курение. За унынием следует невротическая депрессия. За чревоугодием — ожирение, аллергия, нарушение работы внутренних органов, в первую очередь, желудочно-кишечного тракта. Гордость может стать причиной психических болезней. Блуд — венерических болезней, бесплодия, СПИД.
В 70-х годах прошлого века вышла книга американских авторов: «Поведение типа "А" и ваше сердце». И вот эти авторы доказали, что существует такой амбициозный тип людей. Они его назвали: тип «А».
Так вот эти люди не находят себе места даже если проигрывают в игре ребенку, если машина застревает в уличной пробке. Они любят сидеть в президиуме на собраниях, сильно зависят от похвалы и от производимого на людей впечатления. И кровь у этих людей сворачивается в несколько раз чаще, они настолько склонны к формированию именно сердечных катастроф, что это было статистически подтверждено.
Я задам вам такой вопрос: можно ли с помощью лазерного луча или хирургического скальпеля, или назначения каких-то сильных антибиотиков из блудника сделать целомудренного, из скупого — щедрого? Все это вызывает лишь грустную улыбку. Это невозможно.
Причина многих болезней в нравственной сфере. Вспомните тот же алкоголизм, наркоманию… Помочь можно только тогда человеку, когда он со слезами на глазах об этом будет просить, когда он будет готов покаяться, преобразиться изнутри, попросить у Бога помощи. По своей профессиональной деятельности я чаще встречаюсь с пограничными психическими состояниями. А это преимущественно неврозы. И вот тот же самый молодой человек, которого мучает зависть, да разве он обретет душевный мир, не победив в себе с Божьей помощью этого мерзкого греха. А внешне картина может напоминать какую-нибудь неврастению.
До революции многие врачи, будучи православными людьми, прежде чем лечить больного спрашивали у него: «когда ты последний раз исповедовался и причащался?» И уже потом приступали к лечению тела. В лечебницах были больничные храмы, в палатах икон, лампады. И как это было правильно. И священник, соборующий, причащающий, отпевающий. Отрадно, что и сейчас, по милости Божией, в России эти традиции возрождаются. Конечно же, они существовали и здесь, на Кипре.
Нам с вами нужно помнить несколько очень важных духовных моментов. Прежде всего, «…многими скорбьми подобает внити (войти) в Царствие Небесное…» — читаем в деяниях святых апостолов. Скорби имеют врачующий смысл. Господь не наказывает нас ими: болезнями, скорбями, а готовит нас к вечности, подвигает нас к покаянию. Замечательно сказал великий русский святой отец Иоанн Кронштадтский. Он сказал примерно следующее: «Всю жизнь нам надо бороться с тайным помыслом нашего сердца, что мы можем где-либо когда-либо хоть одно мгновение быть без Бога и вне Бога. Такого мгновения нет».Мы живем с вами в потоке святого помысла Божьего. Господь все видит. Господь не даст нам потерпеть выше сил. В Киево-Печерской Лавре почивают мощи преподобного Пимена Многоболезненного. Весь подвиг этого человека состоял в том, что он двадцать лет лежал в струпьях, в гное и болел. Но, братья и сестры, как он болел! Каких великих даров Святого духа он сподобился. И дара чудотворения, и исцеления. Сколько он терпел! Этим терпением и стяжал он Царствие Небесное.
Во многих молитвах ко Господу мы обращаемся словами: «Врачу душ и телес наших». И это действительно так. Умом, сердцем и рукой врача движет сам Бог, если, конечно, этот врач обращается к Богу за помощью. И вот здесь очень важный вопрос, очень важная тема: благочестие самого врача. Если врач не подвизается в преображении своей собственной гордости, раздражительности, если он сам не пытается с Божией помощью склеивать осколки своей души, то кому же такой врач может помочь? «Врач, исцели себя сам» — так сказано в Священном Писании. Благочестие врача, слово врача будет подкреплено благодатью Духа Святого, если врач причащается, если врач не только совершенствуется профессионально, но еще и просит Бога о помощи.
Можно привести замечательные примеры. Недавно Прославленный в лике святых святитель Лука (Войно-Ясенецкий). В ссылке, в, казалось бы невероятных условиях, перочинным ножом без всяких подручных средств делал замечательные операции, и что характерно, не было никаких осложнений, никаких нагноений. Святитель Лука всегда молился перед операцией, даже когда коммунисты были у власти, у него в операционной была икона. Все знали об этом. И лишь однажды ее убрали. И вот как раз поступила на лечение жена какого-то партийного работника. И у святителя Луки было всего лишь одно условие — чтобы вернули икону на место. И икону вернули на место.
Вот я хотел бы сегодня сказать еще о следующем: совершенно недопустимо обращаться к разного рода оккультным целителям, которые сегодня так широко распространяются: экстрасенсы, колдуны, маги. «Лечиться любой ценой» — некоторые люди говорят именно так. Так вот — не любой ценой, цель не оправдывает средства. Эти «лекари» — от лукавого. Их «помощь» приносит только вред. И ничего доброго они не принесут, даже если будет какое-то временное облегчение, то совершенно неизвестно, как за это «облегчение» нужно будет платить. Точнее, известно, и даже с определенностью.
«Свят еси и во святых почиваеши» — так мы говорим о Господе. Значит святой человек — сосуд благодати Святого Духа. Так и Святой Великомученик Целитель Пантелеимон — это действительно сосуд благодати Святого Духа. Очень удивительна была кончина святого. Ведь когда его усекли, потекло молоко, и даже маслина, под которой он был усечен соделалась целебной. Люди с верой вкушали ее плоды и исцелялись от различны болезней.
По милости Божией мне довелось неоднократно бывать в Русском Свято-Пантелеимоновом монастыре на Афоне, прикладываться к мощам угодника Божиего, к его святой главе, молиться перед Чудотворной иконой. Кстати, на которой сам Великомученик изображен с целебным ларчиком в руках. Этим Божественным елеем он невидимо помазует обращающихся к нему с верой людей.
Когда привозили мощи Великомученика в Москву, то мы стали свидетелями огромного количества чудесных исцелений. Люди стояли по 10—12 часов в очереди, чтобы приложиться к мощам, читали акафисты, молились. Даже издали несколько книг, в которых засвидетельствованы исцеления по молитвам к святому Пантелеимону.
Свое выступление сегодня мне хотелось бы закончить молитвой святому Великомученику и Целителю Пантелеимону. Давайте помолимся ему и испросим у него помощи.
О великий угодниче Христов, страстотерпче и врачу многомилостивый Пантелеимоне! Умилосердися надо мною, грешным рабом, услыши стенание и вопль мой, умилостиви небеснаго, верховнаго Врача душ и телес наших, Христа Бога нашего, да дарует ми исцеление от недуга, мя гнетущаго. Приими недостойное моление грешнейшаго паче всех человек. Посети мя благодатным посещением. Не возгнушайся греховных язв моих, помажи их елеем милости твоея и исцели мя; да здрав сый душею и телом, остаток дней моих, благодатию Божию, возмогу провести в покаянии и угождении Богу и сподоблюся восприяти благий конец жития моего. Ей, угодниче Божий! умоли Христа Бога, да предстательством твоим дарует здравие телу моему и спасение души моей. Аминь.