— Врач психотерапевт помогает людям в то время, когда, как говорят, болит душа. Чем отличается прием православного психотерапевта?
Основа православной психотерапии — святоотеческое наследие. В нем содержится все, необходимое и для врачевания души, и для ее спасения. Даже если пациент не христианин, православный врач не рассматривает эту встречу как случайность.
Больные психотерапевтического профиля — это совершенно особый контингент. Их страдания нередко связаны с моральными конфликтами, семейными проблемами, переживаниями после тяжелых болезней, с духовными поисками. Как правило, в глаза врачу смотрит человек, который испытывает дефицит любви, понимания, поддержки со стороны близких. Пациентам прежде всего надо давать любовь и душевное тепло.
Нередко пациенты, видя в моем кабинете иконы, лампаду, святоотеческие книги, сами спрашивают меня о смысле жизни. И тогда тем, у кого открыто сердце, я рассказываю о христианском понимании смысла жизни, о смысле страдания, болезни.
По моему глубокому убеждению, психотерапия, когда это возможно, должна стать «мостиком» к православию. Одной из важнейших задач православной психотерапии является содействие пациенту в осознании им психологических страстных механизмов болезни или конфликтной ситуации. Трудно переоценить роль православной психотерапии в реабилитации страждущих наркоманией, алкоголизмом.
Можно сказать, что только та психотерапевтическая помощь будет по-настоящему действенной и полезной, которая ведет ко Христу и проводится врачом или психологом кающимся, исправляющим свою жизнь.
— Дмитрий Александрович, вы часто приводите в своих работах современные данные о распространении психических расстройств.
По опубликованным данным, в мире на сегодня насчитывается более 500 миллионов психически больных людей и число их постоянно увеличивается. Более того, думается, что даже эти показатели не отражают истинных реалий. В действительности психически больных людей значительно больше.
Судите сами. Вот лишь некоторые факты по Российской Федерации, отражающие остроту проблемы. В стране 7 миллионов больных алкоголизмом, 3 миллиона наркоманов, 500 тысяч подростков состоят на учете у наркологов по поводу наркотической зависимости и токсикомании. В одной только Москве насчитывается больше сотни тысяч пивных алкоголиков в возрасте до 14 лет. Ежегодно 70 тысяч молодых людей умирают от наркотиков. Чрезвычайно высоки показатели самоубийств. В среднем каждые 39 человек на сто тысяч населения заканчивают жизнь самоубийством. Проблема психического здоровья общества из разряда медицинской становится государственной.
— А как вы оцениваете неврозы, которым сейчас уделяете много внимания, с христианской позиции?
Безудержный рост неврозов в наше время порожден не только стрессами и научно-техническим прогрессом с его информационными перегрузками, но прежде всего «прогрессом» человеческого грехопадения.
Во все времена в истории человечества были войны, различные природные бедствия, наводнения, засухи, смерчи. Почему же проблема неврозов стала столь острой лишь в последние времена?
Причина, думается, одна — в нарастающем безверии, в потере человечеством духовного фундамента, а с ним и истинного смысла жизни. Оказывается, что главное в происхождении невроза не стрессы и неприятности, а личность человека. Причем личность внутренне «расстроенная». Грех, как корень всякого зла, влечет за собой невротические расстройства. Глубокий невроз — показатель нравственного нездоровья, духовно-душевного разлада.
Известный отечественный психиатр, профессор Д. Е. Мелехов полагал, что в основе многих психических расстройств лежит несмирение. Невроз в этом смысле не является исключением. Общепризнанно, что заболевание это развивается ввиду конфликта личности с собой или с другими людьми. Невроз есть столкновение между желаемым и действительным. Чем мощнее это столкновение, тем острее протекает заболевание. «Вера же есть смирение», — так говорит святой Варсонофий Великий.
Большинство современных исследователей сходятся во мнении, что невроз — болезнь личности. Человек заболевает неврозом не вдруг. Больного отличает стиль мышления, носящий характер бескомпромиссности, в оценках сквозит выраженная категоричность, многое из происходящего не имеет для него оттенков и строится на контрасте: плохо — хорошо.
Невроз часто возникает в результате внутренних личностных процессов. Внешние провоцирующие факторы и обстоятельства представляют собой лишь последнюю каплю, пусковой механизм развития невротических нарушений. У человека, склонного к этому недугу, вырабатывается своеобразная способность нервозно реагировать на жизнь.
Неврозы справедливо называют запущенной формой страстей. Имеется в виду страсть в святоотеческом понимании этого слова, как греховное расположение души. В глубинной основе разнообразной невротической симптоматики лежит оскудение любви в сердце человека, а там, где нет любви, зреют равнодушие, неприязнь, нетерпимость, раздражительность, гневливость, страхи…
— Известно, что многие болезни развиваются на «нервной почве». Что вы можете сказать по этому поводу?
Святые отцы говорят, что, чем человек грешит, тем он и страждет. По этой причине сокращается продолжительность жизни людей, слабеет их здоровье.
Наука заговорила о тесной взаимосвязи душевных и телесных процессов лет двести назад, когда немецкий врач Хейнрот впервые употребил термин «психосоматика». В основу этой идеи положено утверждение, что в происхождении ряда соматических заболеваний лидирующее место принадлежит психоэмоциональным факторам.
К примеру, ученые установили, что у людей амбициозных, находящихся в состоянии постоянного внутреннего смятения и неудовлетворенных стремлений, кровь свертывается значительно быстрее и коронарные сосуды склонны к закупорке в среднем вдвое чаще, чем у людей, не обладающих подобным личностным складом.
Таким образом, психосоматическая патология — это своеобразный соматический резонанс психических процессов. И, что очень важно, духовных процессов. На мой взгляд, истинная схема формирования психосоматических расстройств должна выглядеть так: грех — характер — болезнь. Плачет душа, а слезы капают в тело.
— Скажите пожалуйста, то, о чем мы говорим, — это Ваше личное мнение или существует общецерковный взгляд на проблему психических расстройств?
Церковь Христова была, есть и будет истинной лечебницею душ человеческих. Отношение Русской Православной Церкви к психическим заболеваниям и больным людям отражены в основах социальной концепции, принятых на Юбилейном Архиерейском соборе в августе 2000 года. В ней говорится, что, к примеру, основная причина бегства многих наших современников в царство алкогольных или наркотических иллюзий — это духовная опустошенность, потеря смысла жизни, размытость нравственных ориентиров. Наркомания и алкоголизм становятся проявлениями духовной болезни не только отдельного человека, но всего общества. Это расплата за идеологию потребительства, за культ материального преуспеяния, за бездуховность и утрату подлинных идеалов. Таким образом, Церковь, как на одну из причин развития психических болезней, указывает на греховные страсти. Именно порабощенность души греховными страстями приводит ко многим психическим расстройствам. В этой группе заболеваний и наркомания, и алкоголизм, и многие формы депрессии и неврозов, и другие заболевания.
— Поясните, что такое интернет-зависимость?
Любое зависимое поведение — это страдание, это рабство. И в принципе, уже не важно, от чего. От наркотиков, табака, алкоголя, азартных игр или от компьютера. Принцип один — порабощенность. Душевная, физическая, социальная…
— Сейчас много говорят и пишут о депрессии. Расскажите подробнее, какие у нее особенности, как она возникает?
В некоторых случаях депрессия связана с тем, что в мозговых структурах такие нейромедиаторы как серотонин, дофамин, норадреналин «сходят практически на ноль», и человек испытывает пессимистическое, подавленное настроение. Он неактивен. А родственники, знакомые пытаются на него как-то повлиять: «Устройся на работу, побольше молись». А он не может этого сделать, потому что болен. И на первом этапе нужна врачебная помощь. А уж по мере выздоровления будет преобладать помощь психологическая и духовная.
А бывают депрессии — и их значительно больше — как следствие поработивших душу страстей уныния и печали. Этот момент очень существенен. И нужно различать, в том числе и священнослужителю, где грех, а где болезнь. Вообще же депрессия по распространенности вышла на одно из лидирующих мест в мире среди прочих болезней. Потребление психотропных препаратов, антидепрессантов вышло из-под контроля медиков и не поддается никакому учету. Более того, депрессия помолодела, сегодня мы говорим о детской депрессии. Очень много таких расстройств и в моей практике тоже.
— Бывает, что депрессивные состояния, нервный срыв приводят человека к мыслям о самоубийстве. Как помочь человеку, который, может быть, стоит на грани суицида?
Это очень ответственно, но я бы посоветовал перекреститься и сказать: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного!» И пойти в храм, и вот все эти переживания, без утайки, искренне, рассказать священнику на исповеди. Если говорить о скорой помощи — она вот именно такая.
Если говорить о проблеме суицида в целом, известно, что только десять процентов среди самоубийц — психически больные люди. А остальные девяносто процентов — душевно здоровые, но духовно глубоко поврежденные люди. А вы знаете, сколько их? 39—40 человек на каждые 100 тысяч населения! То есть ежегодно десятки тысяч — это целый город самоубийц! Мы говорим о завершенных суицидах, а есть еще попытки суицида, и их намного больше.
А проблема алкоголизма, наркомании, игромании? Вот поэтому-то полтора года назад был создан Институт проблем формирования христианского отношения к психическим заболеваниям. Потому что ко многим из них нужно христианское отношение.
подготовила И. Меладзе