Многие спрашивают: можно ли игнорировать бурные нейрогормональные сдвиги в юном организме, вулканическая сила которых преображает мальчишку в мускулистого мужчину, а угловатую непоседливую девочку в задумчивую девушку?
Для православных людей ответ на этот вопрос очевиден. Биологические изменения, как бы интенсивно они ни протекали, сами по себе не могут сделать человека добрым или злым, нравственным или безнравственным, святым или грешником. Человек — это не столько плоть, сколько душа и дух. На путь греха подросток может встать тогда, когда он либо не ведает истинного Бога, либо отворачивается от Него. Очень многое зависит и от тех примеров (часто, увы, негативных), которые подросток наблюдает во «взрослой» жизни родителей и окружающих.
Сегодня многие родители исповедуют так называемый «гуманизм без Бога». И их воспитательную тактику можно сравнить с замком на песке, потому что духовным фундаментом, в данном случае, они просто пренебрегают. Дунул ветер — и замок рассыпался... Дети слышат запреты и увещевания, но им до конца не понятно, почему нельзя обманывать или брать чужое, почему необходимо слушаться родителей — ведь о Боге и о грехе им просто не рассказывают. В школе, армии, лицее или институте от подобного гуманизма остается и того меньше. «Совесть без Бога есть ужас», — писал Федор Михайлович Достоевский. Действительно, душа, не очищенная покаянием, становится плохим советчиком. Верить ей опасно. Вывод таков: воспитание детей в духе подлинного благочестия невозможно без веры, без Господа Иисуса Христа. Только от благодати Божией душа человека очищается, просвещается и вразумляется.
В жизни нашего общества в последние годы произошло много перемен. Безусловно, многие из них позитивны. Но, к сожалению, приходится констатировать очень страшную реальность. Никого не удивишь сегодня тем, что школьники вступают в половые связи, а каждый десятый аборт делает девочка-подросток. Венерические заболевания у подростков, детская проституция — увы, печальные приметы нашего времени. В стране два миллиона беспризорников. Среди молодежи набирает обороты наркомания — около семидесяти тысяч молодых людей в России ежегодно гибнут от наркотиков. Десятки тысяч подростков до 14 лет только в Москве страдают пивным алкоголизмом. 47 % юношей негодны к службе в армии по причине психической патологии. Более 70 % детей нуждаются в медико-психологической коррекции. 20 % от общего числа всех самоубийств совершают дети и подростки. Появились подростки — серийные убийцы. Таких случаев практически не знала прежде судебная психиатрия, можно предположить, какой чудовищный уровень агрессии в обществе они отображают.
Так как же бороться с этими ужасными проявлениями «самостоятельности» вчера еще послушных сыновей и дочек? Начну, наверное, с самого распространенного среди подростков порока — курения, о вреде которого не знает разве что слепо-глухонемой. Как врач, я лишь напомню, что табачный дым содержит около тридцати вредных для здоровья веществ: алкалоид никотина, канцерогены (вещества, вызывающие раковую опухоль), такие, как бензопирен и его производные. Поэтому среди курильщиков особенно много больных бронхо-легочными заболеваниями, растет число страдающих раком легких — пожалуй, самым грозным последствием курения.
В Москве, по данным исследования, возраст приобщения к курению снизился до 10 лет у мальчиков и до 12 лет у девочек. Надо сказать, что на детский организм никотин оказывает особо пагубное воздействие. Кроме всего прочего, у подростка формируется комплекс нервно-психических отклонений, страдают внимание, память, сон, «скачет» настроение, развивается никотиновый синдром — это та же зависимость, что и от алкоголя или наркотиков, немногим менее разрушительная для здоровья.
По данным международной классификации болезней, вступившей в силу в 1999 году, табачная зависимость официально признана недугом. Добавлю — греховным, так как курение — это потворство своим прихотям, вид самоуслаждения. Правильно сказано, что курить — бесам кадить.
Так как же оградить подростка от никотиновой зависимости? В первую очередь — личным примером родителей и близких. Курить в доме не должен никто — даже гости. Во-вторых, ребенок должен знать о всех пагубных последствиях курения, в данном случае лучше перепугать его. Ну и конечно, если подросток ходит в храм и причащается, он должен полностью осознавать греховность курения и обязательно рассказать священнику даже о том, что он только попробовал вдыхать сигаретный дым. Если вы не поймали своего ребенка за курением, а только подозреваете, что он курит, не набрасывайтесь на него, а посочувствуйте за отсутствие силы воли какому-нибудь курящему знакомому.
Многие родители справедливо обеспокоены введением в школах программ по половому воспитанию. Так называемые «центры планирования семьи» повсеместно распространяют соответствующие журналы, иллюстрированные книги. С экранов телевизоров потоком в детские души идут разные непотребства. Я глубоко убежден, что вся эта искусственно вызванная к жизни проблема — бесовское ухищрение. Кто-то решил, что детей во что бы то ни стало надо как можно раньше знакомить с физиологией половых отношений. Я подчеркиваю, именно с физиологией. Речь не идет о том, чтобы из мальчика вырастить надежного отца, мужа, защитника, а из девочки — заботливую мать и верную жену.
Создается впечатление, что прежде на Руси дети не рождались. Разве обучали этой самой физиологии в институтах благородных девиц или в сельской глубинке? А семьи были, как правило, крепкими, многодетными. Эта тема всегда была покрыта вуалью целомудрия, если хотите — недосказанности.
Возможно, кто-то упрекнет меня в архаичности. Но архаичными являются те, кто устремляет свои взоры в Содом и Гоморру. У заказчиков этого проекта явная цель — растлить молодежь и сократить рождаемость. Вся программа полового «воспитания» направлена на растление детей, потерю ими целомудрия и чистоты. И программа эта ничего общего не имеет с христианской нравственностью. Основа предлагаемых знаний — обучение контрацепции, «безопасному сексу» и так далее. Эта программа лишь подталкивает молодежь к совершению блудных грехов.
Известно, что блудные грехи являются смертными, так как губят и душу и тело человека их совершающего, лишают человека благодати Божией. Лишившись благодати, блудник, как правило, лишается и душевного мира. Блудники очень невротичны, им присуще почти постоянное чувство тревоги. Отчасти поэтому они все время находятся в поисках новых приключений и наслаждений. Блуд лишает человека возможности любить по-настоящему. Как правило, согрешающие блудом люди не могут создать крепкую семью, воспитать нравственно здоровых детей.
А сегодня девочки даже начинают испытывать «комплекс» по поводу того, что они в 14—15 лет «до сих пор девственницы». Нужно обязательно говорить с подрастающими дочерьми на эту тему, особенно, если у них есть «продвинутые» приятельницы, или, того хуже, подруги. Научите их не поддаваться ничьему давлению. Ведь как тьма не уживается со светом, так для блудника или блудницы девство является неким укором, тревожит их совесть. Посему лучше бы им о нем ничего не слышать и всех мерить на свой аршин. Не уставайте повторять, что брак создан Богом, семья задумана Господом как малая Церковь. Рассказывайте о святых женах, о том, как в прежние времена благочестивые девушки-христианки молились Господу, Пресвятой Богородице о даровании им жениха, берегли себя для будущего мужа и украшали себя скромностью, целомудрием, смирением — такое они готовили себе приданое. Стыдливость, способность воздерживаться от исполнения своих плотских желаний, существование брака, прочие установления религии — это не просто абстрактные понятия, а то, что отличает человека от животного. В старину говорили: «Смиренье — девушки ожерелье». И семьи были, не в пример сегодняшним, крепкие.
Не лишним будет рассказать подросткам и о заболеваниях, передающихся половым путем. Помимо СПИДа существует более 20 инфекций, многие из которых оставляют след в организме человека на всю жизнь, даже после длительного и зачастую дорогостоящего лечения; и, что бы ни говорили рекламные буклеты, не существует ни одного гарантированного способа защиты от них.
Стоит рассказать и о том, что, лишь однажды сделав аборт, девушка рискует стать бесплодной на всю жизнь и навсегда лишить себя радости материнства. Не говоря о том, что аборт, на каком бы он сроке ни производился, — это настоящее убийство.
В современной психиатрической классификации обозначена новая нозологическая (болезненная) форма — «синдром игрока». Он развивается у пристрастившихся к азартным играм (рулетке, казино, игровым автоматам, компьютерным играм). Устойчивая привязанность к какой-либо азартной игре делает эту игру главным делом жизни. Кроме социальных последствий (дети перестают посещать школу или институт, выполнять домашнее задание, все интересы сводятся только к игре) явственно прослеживается душевное немирствие (возбудимость, агрессивность, уныние, бессонница). По сути, это типичная страсть. И страсть эта имеет прежде всего духовную природу; психические нарушения, в данном случае, лишь следствие греха. В наиболее запущенных случаях врачи рекомендуют госпитализацию в психиатрическую лечебницу с целью оградить человека от предмета его страсти.
Конкретная же помощь пристрастившемуся к той или иной азартной игре может быть такой:
При необходимости проконсультируйтесь у психолога (возможно, потребуется лечение у психотерапевта, психиатра). Так, в Москве помощь игроманам оказывают в Душепопечительском Центре святого праведного Иоанна Кронштадтского.
Мне приходилось оказывать помощь людям, уже признавшимся себе в собственном бессилии против этой беды и твердо решившим не играть. Однако об устойчивой ремиссии или исцелении можно говорить не ранее чем через год от последнего «игорного угара».
Это слова одной популярной сегодня песни, находящейся в постоянной ротации молодежных радиостанций. И отношение к спиртному у многих подростков сегодня, к сожалению, именно такое. То, что алкоголь чрезвычайно опасен для их здоровья, только подхлестывает его потребление. А ведь прием спиртных напитков нарушает процессы созревания нейронов (нервных клеток). Отсюда — у подростка могут пострадать интеллект, память, мышление, поведение, может развиться целый «букет» заболеваний.
Как показывают наблюдения, путь к пьянству начинается с ранних лет. Усвоение алкогольных ритуалов происходит задолго до первого знакомства со спиртным. Маленькие дети, сидя за праздничным столом, «играют во взрослых», разливая фруктовый сок по бокалам, а затем с гримасой на лице выпивают «детское вино» под одобрительный гул родителей и гостей. Нет сомнения в том, что уже в это время в сознании ребенка начинает формироваться представление об алкоголе как об универсальном спутнике взрослой жизни. Специалисты утверждают, что к 11—12 годам у подростков формируются вполне устойчивые стереотипы отношения к пьянству. Поэтому посоветую родителям: не выпивайте при детях! Не потягивайте пиво, гуляя с маленьким ребенком, тогда, возможно, повзрослев, и он не потянется к бутылке на прогулке со сверстниками.
Нередко, избалованный «усилиями» родителей, бабушек и дедушек, ребенок со временем трансформируется в претенциозную личность, которая требует непременного удовлетворения всех своих потребностей. Если этого не происходит, то возникают разочарование, гнев, чувство досады… и желание «забыться в вине». Так будьте более чутки к своему чаду, не перегибайте воспитательную палку. Помните, что после «трудного возраста» для подростка начнется новая, взрослая жизнь, и какой она будет, во многом зависит от вас, родителей.
Приходится с ужасом констатировать, что в молодежной среде наркотики становятся чем-то вроде «хорошего тона». Принимать их — значит быть взрослым, независимым, современным. Многие средние и высшие учебные заведения надо бы закрыть на карантин, а при входе повесить объявление: ОСТОРОЖНО, НАРКОМАНИЯ!
Беда эта страшная, и распространяется в России она очень стремительно. Вот лишь некоторые цифры, свидетельствующие о масштабах и глубине поражения наркотиками нашего общества: 2 % населения страны имеют стойкую наркотическую зависимость; за последние 10 лет наркомания среди детей и подростков возросла в 10 раз, и сегодня насчитывается более полумиллиона детей-наркоманов. Добавлю к этому, что один наркоман «заражает» (привлекает к наркотикам) до шестидесяти человек. Связано это с распространением и перепродажей наркотиков. Делает это наркоман в основном для того, чтобы самому стабильно иметь деньги на ежедневные порции «зелья».
Скажу также, что нигде в мире наркоманию лечить практически не умеют (излечимость составляет не более 2—3 %). Дело в том, что болезнь эта скорее не телесная, но духовная. А процесс лечения являет собой не столько употребление медикаментов, сколько перевоспитание, самопреодоление, длительную и кропотливую реабилитацию.
По определению Всемирной организации здравоохранения, «наркомания является состоянием периодической или хронической интоксикации, вредной для человека и общества, вызванной употреблением наркотика (естественного или синтетического происхождения)». Условия, при которых человека следует считать наркоманом, таковы: непреодолимое влечение к наркотику, нарастающая толерантность (увеличение дозы), психическая и физическая зависимость от наркотиков. Проблема наркомании многоаспектна. Она и нравственная, и медицинская, и социальная, и юридическая.
Пристрастие к наркотикам уже через 2—3 месяца употребления можно считать состоявшимся. Нередко человек становится рабом наркотика после первой же инъекции. Укажу и на то, что, в среднем, от начала употребления наркотических средств, таких, к примеру, как героин, наркоман живет 7—8 лет, иногда 10—12, а затем умирает, но это скорее не жизнь, а бесконечная мука.
К наркотикам развивается физическая и психическая зависимость. Первая определяется тем, что наркояд вкрадывается в глубинные механизмы обмена веществ и биохимические процессы, протекающие в организме, которые требуют регулярной порции наркотика. Каждые 10—12 часов наркоман испытывает непреодолимое желание употребить свою дозу, которая до определенного момента все повышается и повышается.
Если наркотик по каким-то причинам не употребляется, то наркоман тяжко страдает и мучается. У него выступает холодный пот, появляются тошнота и рвота, ломота в суставах, слабость, боли в животе, дрожь во всем теле. Депрессия, внутреннее напряжение, тревога — обычные спутники абстиненции.
Психическая зависимость — еще более тяжелое проявление наркомании. Наркоман, как образно описывают это состояние наркологи, испытывает к наркотикам чувство «любви»: он так же, как и влюбленный, все время думает о предмете своих желаний, постоянно ожидает встречи с ним и стремится к нему, радуется, если эта встреча вот-вот состоится, тоскует и нервничает, если она откладывается; готов на все, чтобы все время быть рядом с наркотиками. Личность человека-наркомана претерпевает тотальные изменения.
Признаки, по которым можно предположить об употреблении наркотиков подростком, условно можно классифицировать по нескольким группам:
Если вы узнали, что ваш ребенок начал употреблять наркотики, — не проявляйте агрессии, дайте ему понять, что он для вас дорог и вы хотите ему помочь. В этом случае трудно переоценить и участие родных, близких в избавлении страждущего от наркомании. Это и молитва за него, моральная поддержка, любовь и милосердие к нему. Надо найти в душе человека хорошее, доброе и развивать это. Важно, чтобы исцеляющийся не замыкался в себе, чтобы он чувствовал душевное тепло, заботу и заинтересованность в его судьбе со стороны близких и друзей. Часто рецидив наркозависимости провоцируют «друзья-товарищи» по шприцу. С этим окружением лучше бы немедля расстаться. Знаю, что это бывает сделать нелегко, но необходимо. Особенно в первое время нужно почаще бывать вместе со своим ребенком, буквально охранять его.
Опытные врачи или психологи, лекарственные препараты и психотерапевтические методики (исключительно нравственно приемлемые! огради вас Господи от обращения за «помощью» к оккультным целителям и всевозможным кодировщикам) — все это лишь подспорье, часто необходимое и эффективное. Но не более.
Наркомания — это болезнь, в основе которой сознательный грех употребления наркотических веществ. А грехи искренне кающимся прощает Господь. Врачуются грехи в духовной лечебнице — в Церкви Христовой, в святом Таинстве Исповеди, когда душа обличает себя перед Крестом и Евангелием. Другого пути исцеления нет. В молитве, которую священник произносит перед каждой исповедью, мы слышим, что пришли в лечебницу и неисцеленными не отойдем.
Глубокое раскаяние в содеянных грехах, мольба ко Всемилостивому Врачу душ и телес наших и Пречистой Его Матери, святым угодникам Божиим — первый шаг к исцелению. Это в том случае, если наркоман крещен и если в его сердце есть искра веры Христовой, упование на милость Господню. А если этого нет, то это цель, к которой, опять же с Божией помощью, надо стремиться.
Скажу еще об одной опасности, подстерегающей молодых людей — сектах, расплодившихся сегодня, как грибы после дождя. Сайентологи, свидетели Иеговы, мормоны, муниты, кришнаиты — не стоит их всех и перечислять. Конечно, взрослый воцерковленный человек сразу поймет, что ему подсовывают «фальшивку», приглашая на богослужение в кинотеатр. А вот подросток, не особо разбирающийся в вопросах веры и ищущий друзей, запросто может попасться на удочку «ловцов человеков». Зная, какие психологические приемы используют члены сектантских объединений, родители смогут уберечь своих детей. Приведу лишь некоторые:
Существует и множество других уловок и всевозможных механизмов «зомбирования» личности, удерживающих человека в секте. Часто имеют место материальные «привязки»: например, в секте одолжили какие-то деньги и нет возможности вернуть долг.
Русская Православная Церковь осознает всю глубину проблемы сектантского засилья. Во многих епархиях работают центры реабилитации жертв нетрадиционных религий, в которых опытные духовные наставники пытаются восстановить мир и покой в душах обманутых и дезориентированных людей, разочаровавшихся в своих недавних кумирах и обратившихся за помощью.
Порой приходится слышать, как родители говорят: «Вот дети наши вырастут, тогда уж они разберутся — есть Бог или нет. А сейчас нечего им о Нем рассказывать». Хочется ответить таким родителям: «А давайте не будем ребенка учить мыть руки перед едой, здороваться со взрослыми. А вот вырастет и сам разберется. Пусть выпивает, курит, не приходит домой сутками… Пусть дети сами решают. Не надо сейчас. У нас свобода. У нас демократия».
Именно в том и состоит главная задача воспитания, что надо с ранних лет говорить детям о Боге — в этом залог их душевного здоровья и дальнейшей счастливой жизни. Ведь только через понятия греха, покаяния и искупления возможно разумное преодоление всевозможных дурных привычек и нездоровых склонностей.
Отдельно обращусь к матерям: молитесь о своих чадах! Господь обязательно услышит молитву матери. И хотя бы раз в день повторяйте вслед за преподобным Амвросием Оптинским: «Господи, Ты Един вся веси, все можеши и всем хощешь спастись и в разум Истины прийти. Вразуми детей моих (имена) познанием истины Твоея и воли Твоея Святыя и укрепи их ходити по заповедям Твоим и меня, грешную, помилуй. Аминь».