— Дмитрий Александрович, так что же это такое — депрессия?
Слово «депрессия» происходит от латинского depressio, что означает «прижимать, угнетать». Означает оно подавленное настроение, сопровождающееся вялостью, утомляемостью, уныло-пессимистической оценкой происходящего. Страдание это известно человечеству с незапамятных времен — возможно, с самого грехопадения человека. Приступы депрессии неоднократно описываются на страницах Ветхого Завета. Достаточно вспомнить, например, царя Саула, которому облегчение от тоски приносили псалмы Давида. Описывал сходное психическое состояние и Гиппократ, именуя его меланхолией.
Всемирная организация здравоохранения сравнивает депрессию с эпидемией, охватившей человечество. Она уже вышла на первое место в мире среди причин неявки на работу, на второе — среди болезней, приводящих к потере трудоспособности. Если не будет принято соответствующих мер, то к 2020 году депрессия может парализовать экономическую жизнь как развитых, так и развивающихся стран. В 1997 году 146 миллионов человек в мире лишились трудоспособности из-за депрессий.
Сегодня многие считают, что депрессия — болезнь цивилизации с ее непосильными требованиями к человеку и психоэмоциональными перегрузками. Во многом, безусловно, эта точка зрения оправдана. Существует даже такой вид депрессивных расстройств как депрессия истощения. В специальной литературе все чаще говорят об экзистенциальной, или ноогенной депрессии, то есть таком виде депрессивных расстройств, который связан с утратой или отсутствием смысла жизни.
Депрессивные расстройства — спутник пристрастившихся к выпивкам, наркотическим средствам. Ссоры, разводы, конфликты, болезни - вот ежедневный депрессивный «груз», с которым мне как врачу-психотерапевту приходится сталкиваться. У многих при себе постоянно имеются успокоительные таблетки на случай стресса, нервного срыва — уныние, безрадостность, хандра, меланхолия, увы, так свойственны нашим современникам.
Сегодня до 80% населения России хотя бы раз в жизни перенесли депрессии различной степени тяжести. Причем женщины заболевают депрессией в два раза чаще, нежели мужчины (20—26 % против 8—12 % соответственно) — и дело не в «иммунитете» сильной половины человечества перед депрессией, а в том, что мужчины гораздо реже обращаются за врачебной помощью, предпочитая глушить ее симптомы алкоголем, принимать лекарственные препараты, уходить в работу и тому подобное.
Также хочу отметить, что в последние годы депрессия помолодела. Жертвами ее становятся не только люди преклонного и «бальзаковского» возраста, но и молодежь, и даже дети.
— Насколько тонка грань между обычной хандрой, свойственной многим из нас в определенные жизненные моменты, и депрессией? Как определить ее появление и не упустить того момента, когда еще можно сказать себе: «Стоп! У меня все хорошо!»
Часто депрессии возникают на фоне стрессов или длительных, тяжелых травмирующих ситуаций. Но иногда они возникают и без видимых причин — в этом случае действительно очень важно распознать зарождение болезни.
Невротическая депрессия в духовной своей основе — это психопатологическое состояние, развившееся вследствие «поработивших душу человека страстей» уныния и печали. А всякая страсть еще более "подогревается" бесами, находящими в ее недрах себе прибежище.
Науке многое известно о возникновении депрессивных расстройств, но в среде ученых не принято говорить о грехе, тогда как причиной многих форм депрессии является именно грех, о чем свидетельствуют святые отцы и весь аскетический опыт православия.
Задолго до научных психиатрических наблюдений касательно происхождения невротической депрессии святые отцы очень точно и достоверно описали этот душевный недуг, определив его греховными страстями уныния и печали. Так что в этом случае диагнозу медицинскому соответствует «диагноз» духовный.
Депрессия — своего рода сигнал души о ее неблагополучии, бедственном положении. Но это не плач о грехах, а мучение нераскаянной души, которой демоны нашептывают: «Все плохо, надеяться не на что…»
Депрессивный невроз чаще всего начинается из-за жизненных сложностей. При этом у человека снижается настроение, его ничто не радует, все раздражает, он впадает в уныние, тоску, печаль, окружающее предстает в мрачном свете. Очень часто подобные состояния возникают из-за того, что «жизнь сложилась не так, как хотелось бы»; не осуществилось желаемое, произошел какой-то конфликт, нанесена была та или иная обида.
Но, как говорил преподобный Серафим: «Нет скорбей — нет и спасения». Иногда хватает элементарного разговора с самим собой: правильно ли я живу, все ли согласно с моей совестью, не обижаю ли близких? Как я оценю свои нынешние переживания в последний день своей земной жизни? О том ли я вообще печалюсь? О том ли унываю?
Необходимо молиться утром и вечером, крестить перед сном комнату и постель, пить освященную воду и кропить ею жилище, читать Евангелие, призывать на помощь святых и Ангела-хранителя, освятить жилище, если оно не освящено, прибегать с верой и покаянием к Таинствам Церкви. Словом, надо жить по-христиански, и тогда уныние и печаль оставят вас.
— Получается, что печалиться и унывать — это грех? Но всякая ли печаль греховна?
Нет, это не так. Во дни горести и в часы печали человек становится равнодушным ко многим страстным движениям своей души. Честолюбие, деньги, чувственные удовольствия — все это в такие периоды жизни отодвигается на задний план. Как в счастье человек скоро забывается, так и в несчастье он волей-неволей обращает свои мысли к самому себе, глубже и лучше осознает свою греховность.
Но если этого нет, если печаль — для печали, а покаяние подменяется невротическим «самоедством», которое кроме разрушения ничего не дает душе, то очевидно, что произошла подмена. Такая печаль — греховная страсть.
Конечно, и ложь, и низкая клевета, и обиды не приносят душе радости. Но если человек, а тем паче христианин, ими совершенно сломлен и длительно пребывает в печальном настроении или, более того, в состоянии отчаяния, полной потери самообладания, надежды на милость Божию и веры в святость Промысла Божия о человеке, то это — отнюдь не христианский настрой, это уже грех. В таком случае лукавый так и ждет, что человек оступится и ввергнется в пучину тяжких переживаний и тоски.
— Что делать, если депрессия все же одолела?
Если речь не идет о тяжелой форме заболевания, когда помочь может только назначенное врачом лечение (прием сильнодействующих препаратов, режим, возможно даже госпитализация), то стоит начать с разрешения внешних и внутренних (душевных) конфликтов. Здесь, скорее, идет речь о проблеме личности, и лечить ее нужно преимущественно духовными и психологическими средствами. Для православного человека — это борьба со страстями, шествие ко Христу путем терпения, смирения, незлобия, любви. Наряду с этим, конечно, важны: непродолжительный отдых, физическая активность, разумное и душеполезное общение, свежий воздух, достаточный сон. Нелишне будет пройти курс общеукрепляющей терапии.
Одним из действенных психологических приемов, который я могу порекомендовать, является рационализация. Успокоившись и помолившись, возьмите чистый лист бумаги, авторучку и внимательно, трезво проанализируйте ту или иную сложившуюся затруднительную или конфликтную ситуацию. Выпишите главные причины и возможные пути решения конфликта, взвесьте все «за» и «против», рассмотрите нужды и тревоги всех участников недоразумения, постарайтесь найти верные доводы в пользу выдержки, самообладания, смирения. Возможно, вы разглядите какие-то ранее не замеченные обстоятельства, существенные психологические нюансы. Завершающим этапом рационализации должно явиться принятие определенного решения, так как чем длительнее будет сохраняться неопределенное, двойственное отношение к конфликту, тем труднее его разрешить, а стало быть, и восстановить душевное равновесие. Враг нашего спасения всегда пытается лишить нас душевного мира, запутать, склонить к унынию. Будем помнить это и трезвиться.
Еще один простой и эффективный прием — переключение. Всем нам известно, как приятно прогуляться по лесной тропинке, послушать пение птиц, полюбоваться луговыми цветами. Одному доставляет радость работа на даче, другому — встреча с друзьями и вечер, проведенный в сердечном и душеполезном общении, и так далее. Умение отдыхать с пользой для души — премудрость, которая стоит того, чтобы ею овладеть.
Также каждому человеку совершенно необходимо время от времени уединяться (хотя бы на полчаса), чтобы побезмолвствовать, привести в порядок мысли, помолиться в тишине — отключиться от повседневных забот, побыть наедине с Богом и с самим собой. Можно заняться рукоделием или почитать.
— Зачастую депрессивное состояние сопровождается нарушениями сна? Всегда ли бессонница является проявлением болезни?
Нет, не всегда. Часто бессонница возникает из-за перемены привычного времени, места или условий для сна. В этой связи следует проанализировать ряд обстоятельств, связанных со здоровьем, режимом труда и отдыха и по возможности устранить причины, провоцирующие нарушения сна. Бессонница — очень распространенное недомогание. Например, подсчитано, что 10% всех выписываемых рецептов на медикаменты — это снотворные средства.
Нарушения сна могут возникать вследствие невротических расстройств (как принято говорить, «на нервной почве»), психических и неврологических заболеваний.
Особо укажу на то, что самая распространенная причина нарушений сна — нервное перенапряжение, постоянная нервозность, «взвинченность». Хорошо известно, что можно справляться с большим объемом работ, многое успевать и при этом сохранять внутренний мир. Нервное перенапряжение, о котором идет речь в данном случае, — это, зачастую, проблема нашей душевной организации, а не условий окружающей нас нелегкой действительности.
Бессонница бывает разной. Различают расстройства засыпания, нарушения глубины и длительности сна, расстройства пробуждения и дневную сонливость. И понятно, что каждый из этих видов расстройств приносит с собой массу проблем. Сон — это чуткий нравственный барометр. Он изменяется (ухудшается или улучшается) в зависимости от нашего духовного состояния. Хороший, крепкий сон подает Господь — недаром вековая традиция православия предписывает читать на ночь молитвы «на сон грядущим». И я знаю по опыту, что когда по разным причинам пожертвуешь этими молитвами, пожертвуешь и крепким сном.
Плохо спится и после недобрых разговоров, терзающих душу грехов. «Солнце да не зайдет во гневе вашем», — поучает нас Священное Писание. Отходить ко сну нужно со всеми примирившись (хотя бы заочно, молитвенно попросив прощения или простив обидчика).
— Какие меры стоит предпринять, если все-таки не спится?
Если не спится — позвольте себе не спать. Не загружайте себя мыслями о сне и его скорейшем наступлении. Зачастую человек больше страдает не от бессонницы, а от переживаний по этому поводу.
Индивидуальные потребности в отдыхе и сне различны у каждого конкретного человека. Важно прислушаться к себе, познать себя и решить, сколько времени нужно для сна именно вам: одному человеку необходим восьмичасовой ночной сон, другому — достаточно шести часов. Если, к примеру, поменять этих людей местами, то первый будет недомогать от недосыпания, а второй — измучается таким продолжительным сном.
Поздний вечер — время спокойных дел и неторопливых разговоров. Погуляйте перед сном. Откажитесь от обильного ужина. Проветрите спальную комнату. Постель должна быть не слишком мягкой. Высота подушки должна быть такой, чтобы максимально способствовать естественности позы и расслаблению мышц. Есть наблюдения, что постельное белье темных тонов способствует успокоению нервной системы.
Нет сна — не мучьте себя. Успокойтесь, помолитесь, подышите свежим воздухом, выпейте глоточек святой воды. Если проблемы со сном не связаны с каким-то серьезным заболеванием, то завтра сон непременно будет крепче, глубже и продолжительнее.
Примите теплый душ или погрейте в ванной ноги. С древности известно о пользе бани для снятия напряжения и улучшения сна. На ночь можно выпить полстакана теплой воды и съесть чайную ложку меда.
Эффективность меда общеизвестна, а лечение медом дает очень хорошие результаты при неврастении, нервном перенапряжении, после выполнения длительных и психологически трудных работ.
Болгарский ученый Стоймир Младенов предлагает следующую схему медолечения: 100—120 г цветочного пчелиного меда в сутки в течение 2,5—3 недель. Утром и вечером следует принимать по 30 г меда, а после обеда — 40. Вечером мед надо разбавлять в стакане прохладной воды и пить этот напиток за полчаса до сна. Через 10—12 дней от начала лечения сон, как правило, нормализуется, появляется бодрость, возрастает работоспособность.
— А можно ли самостоятельно принимать снотворные таблетки?
Казалось бы, чего проще: принял таблетку и уснул. Но далеко не всегда все так просто и замечательно. Во-первых, к большинству снотворных препаратов развивается привыкание. Человек со временем уже не может без таблеток спать и дозу приходится все время повышать. Во-вторых, после приема снотворного страдает самочувствие на следующий день и особенно первую его половину ощущаются тяжесть в голове, снижение работоспособности, возникает чувство разбитости. В-третьих — нарушаются механизмы естественного сна, и чтобы нормализовать их требуется время. Поэтому снотворные препараты надо принимать только по рекомендации врача.
— Многие верующие люди в болезни уповают не столько на лекарства, сколько на небесное заступничество. Каким святым молиться, чтобы обрести душевное спокойствие?
На всех путях жизни, во всех скорбях и болезнях, в радости и в горе, во всякое время и на всяком месте, христиане молятся ко Господу, к Пречистой Его Матери — усердной Заступнице рода христианского, святым Ангелам и человекам, которых мы называем угодниками Божиими, то есть тем, кто жизнью, подвигами, добродетелями или страданиями угодил Богу.
Издревле русские люди шли к мощам преподобного Сергия Радонежского, молились у чудотворных икон Пресвятой Богородицы, святителя Николая Чудотворца, преподобного Серафима Саровского — невозможно перечислить всех угодников Божиих, к кому обращался страждущий люд за целебной помощью и не был оставлен без оной.
От всех недугов молятся святому великомученику и целителю Пантелеимону; вообще в болезнях — святителю Спиридону Чудотворцу, епископу Тримифунтскому, преподобному Пимену многоболезненному, мученику Диомиду врачу, бессребреникам и чудотворцам Косме и Дамиану Асийским, бессребреникам мученикам Киру и Иоанну, мученикам Фотию и Аниките, Фалалею и Трифону.
Очень важно верить, что Господь милостив. Если попытаться мысленно, условно разделить на две группы всех болящих, которым за годы работы довелось оказывать лечебную помощь, и в одну группу поместить верующих больных, а в другую — отрицающих Бога и Его Церковь, то даже клиническое течение заболеваний в этих группах значительно отличается. Приведу лишь один пример. Как-то я беседовал с одним больным, страдающим весьма тяжелым психическим заболеванием, и когда я было попытался утешить его, то мой подопечный мне спокойно и серьезно ответил: «Доктор! То положение, в котором я нахожусь, самое спасительное для меня». Я был тронут его ответом до самого сердца. Конечно, бывают разные заболевания и разные больные, но, повторяю, тенденция, на мой взгляд, именно такова. Да другой и не может быть.
беседовала Полина Мельникова