Заказать книги по телефону
+7 (926) 533-09-09
по будням с 10:00 до 19:00
Главная » Статьи и интервью » Когда болит душа

Когда болит душа

журнал «Славянка», май—июнь 2006, с. 64—69.
Ритм современной жизни требует от человека предельной подвижности и быстроты реакции: нужно везде успеть, принять то или иное решение, не ошибиться с выбором. За день порой приходится вступать в контакт с десятками людей. И, не поспевая за веком повышенных скоростей, многие быстро растрачивают не только свои физические, но и душевные силы. В результате перенапряжения нервной системы начинают развиваться и телесные недуги. О природе неврозов и душевных расстройств мы беседуем с православным врачом-психиатром, кандидатом медицинских наук Дмитрием Александровичем Авдеевым.

— Дмитрий Александрович, сегодня то и дело слышишь о таких состояниях, как депрессия, бессонница, хроническая усталость, апатия к жизни. И если раньше большинство подобных жалоб скорее носило характер капризов, причем по преимуществу женских, то в наши дни приходится констатировать реальную угрозу для психического здоровья человека, идущую от постоянного нервного перенапряжения. Как практикующему врачу-психиатру, Вам часто приходится общаться с людьми, страдающими неврозами и другими нервными расстройствами. И Вы пытаетесь оценивать причины их недугов с христианских позиций. Расскажите немного об этом.

Безудержный рост неврозов в наше время порожден не только стрессами и научно-техническим прогрессом с его информационными перегрузками, но, прежде всего, «прогрессом» общечеловеческого грехопадения.

Во все времена истории человечества были войны, различные природные бедствия, наводнения, засухи, смерчи. И трудно сопоставить, в какой степени нынешнее время тревожнее и беспокойнее, например, эпохи царствования Ивана Грозного. Почему же проблема неврозов стала столь острой лишь в последнее время? Причина, думается, коренится в нарастающем безверии, в потере человечеством духовного фундамента, а с ним — и истинного смысла жизни.

Известный отечественный психиатр профессор Дмитрий Евгеньевич Мелихов, ученик Петра Борисовича Ганнушкина, полагал, что в основе многих психических расстройств лежит несмирение. Невроз в этом смысле не является исключением. Общепризнанно, что заболевание это развивается ввиду конфликта личности с собой или с другими людьми. Невроз — это некое столкновение между желаемым и действительным. Чем мощнее это столкновение, тем острее протекает заболевание. "Вера же есть смирение", — говорит святой Варсонофий Великий.

Большинство современных исследователей сходятся во мнении, что невроз — болезнь личности. Человек заболевает неврозом не вдруг, у этого недуга есть свой период предболезни. Можно нарисовать своеобразный портрет «потенциального» невротика, вернее, это будет целая галерея типов, каждый из которых имеет склонность к переходу потенциальных, скрытых болезненных сил в реальные. Одной из отличительных особенностей таких людей является бескомпромиссный стиль мышления; в их оценках сквозит выраженная категоричность, многое из происходящего не имеет для них оттенков и строится на контрасте «плохо-хорошо».

Внешние провоцирующие факторы и обстоятельства представляют собой лишь последнюю каплю, пусковой механизм развития невротических нарушений. У человека, склонного к этому недугу, вырабатывается своеобразная «способность» нервозно реагировать на жизнь. Одни причины для переживаний (конфликты, стрессы) со временем уходят, становятся неактуальными, но вскоре их место занимают другие, и недуг возобновляется.

Неврозы справедливо называют запущенной формой страстей (имеется в виду страсть в святоотеческом понимании этого слова, как греховное расположение души). В глубинной основе разнообразной невротической симптоматики лежит оскудение любви в сердце человека, а там, где нет любви, зреют равнодушие, неприязнь, нетерпимость, раздражительность, гневливость, завистливость, страх.

— Получается, что в основе невротических расстройств лежит не что иное, как грех?

Можно сказать и так. Грех, как корень всякого зла, влечет за собой невротические расстройства. Совершаясь в глубине человеческого духа, он возбуждает страсти, дезорганизует волю, выводит из-под контроля сознания эмоции и воображение.

По словам святителя Феофана Затворника, «внутренний мир человека-грешника исполнен самоуправства, беспорядка и разрушения». Глубокий невроз — показатель нравственного нездоровья, духовно-душевного разлада. По словам святых отцов, чем человек грешит, тем он и страждет. К примеру, вот что говорит о гневливом человеке преподобный Ефрем Сирин: «Гневливый убивает и губит душу свою, потому что всю жизнь проводит он в смятениях и далек от спокойствия. Он чужд мира, далек и от здравия; потому что и тело у него непрестанно истаивает, и душа скорбит, и плоть увядает, и лицо покрыто бледностью, и мысль изменяет, и разум изнемогает, и помыслы льются рекою…»

Грех поражает и душу, и плоть. Очевидно, по этой причине сокращается длительность жизни людей, слабеет их здоровье. Часто душа подсказывает человеку, по каким причинам (или грехам) произошел тот или иной недуг. Многие люди это знают по опыту.

Наука громко заговорила о тесной взаимосвязи душевных и телесных процессов 200 лет тому назад, когда впервые был употреблен термин «психосоматика». В основе идеи психосоматозов положено утверждение, что в происхождении ряда соматических (то есть телесных) заболеваний лидирующее место принадлежит психоэмоциональным факторам. Таким образом, психосоматическая патология — это своеобразная реакция тела на психические процессы, и, что очень важно, прежде всего, процессы духовные. На мой взгляд, истинная схема формирования психосоматических расстройств должна выглядеть так: грех — характер — болезнь. Плачет душа, а слезы капают в тело. Однако, по воле Господа болезни могут подаваться человеку во испытание веры и даже в награду тем, кто радуется болезненным тяготам, переносимым ради Бога и вечной жизни. Таким образом, в зависимости от того, на какой духовной «почве» возникают хвори, и определяется их смысл.

— То, о чем Вы говорите — Ваше личное мнение или существует какой-то общецерковный взгляд на проблему психических расстройств?

Церковь Христова была, есть и будет истинной лечебницей душ человеческих. Отношения Русской Православной Церкви к психическим заболеваниям и больным людям со всей полнотой раскрыты в «Основах социальной концепции», принятых на юбилейном Архиерейском Соборе в августе 2000 года. Вот, в частности, что сказано в соответствующем разделе документа:

«Церковь рассматривает психические заболевания как одно из проявлений общей греховной поврежденности человеческой природы. Выделяя в личностной структуре духовный, душевный и телесный уровни ее организации, святые отцы различали болезни, развившиеся "от естества", и недуги, вызванные бесовским воздействием либо ставшие следствиями поработивших человека страстей… Основная причина бегства многих наших современников в царство алкогольных или наркотических иллюзий — это духовная опустошенность, потеря смысла жизни, размытость нравственных ориентиров. Наркомания и алкоголизм становятся проявлениями духовной болезни не только отдельного человека, но всего общества. Это расплата за идеологию потребительства, за культ материального преуспевания, за бездуховность и утрату подлинных идеалов…»

В документе также нашли отражения многие вопросы современной медицины и биоэтики. Таким образом, Русская Православная Церковь кроме индивидуально-биологических и психологических причин развития психических болезней указывает еще на одну — греховные страсти. Именно порабощенность души греховными страстями приводит ко многим психическим расстройствам. Я их так и называю — греховные недуги. В этой группе и наркомания, и алкоголизм, и многие формы депрессии и неврозов, и другие заболевания.

В соответствии с вышесказанным представляется важным уделять внимание вопросам формирования у людей христианского отношения к душевным болезням. Эти обстоятельства побудили меня организовать Институт проблем формирования христианского отношения к психическим заболеваниям. В рамках Института действует Центр Православной психотерапии.

— А что собой представляет православная психотерапия? В чем ее основное отличие от современных психотерапевтических школ и направлений, которые Вы, кстати, зачастую критикуете в своих публикациях?

Отличительной чертой православной психотерапии является христианское милосердие, сострадательность. Трепетное и благоговейное отношение к созданной по образу Божию душе каждого человека, обратившегося за помощью. Святоотеческое наследие — основа православной психотерапии, в нем содержится все необходимое и для врачевания души и для ее спасения. Консультативный прием в православной, или как часто мы называем святоотеческой, психотерапии, это, прежде всего, встреча во Христе. Даже если пациент не христианин, православный врач не рассматривает эту встречу как случайность, но должен с величайшим благоговением отнестись к душе такого человека и сделать все, что в его силах.

Нередко пациенты сами спрашивают меня о смысле жизни, видя в моем кабинете иконы, лампаду, святоотеческие книги. И тогда тем, у кого открыто сердце к вере, я рассказываю о Православии, о христианском понимании смысла жизни, причинах и духовном значении страдания, болезни.

Лечебное психотерапевтическое воздействие должно, на мой взгляд, иметь иерархию целей: от первоочередных — успокоить, вселить надежду, устранить симптомы заболевания, до главных — подвигнуть пациента к внутреннему росту, духовному развитию, обратить его к непреходящим ценностям. По моему глубокому убеждению, психотерапия, когда это возможно, должна стать «мостиком» к Православию.

Одной из важнейших задач православной психотерапии является содействие человеку (пациенту) в осознании им психологических страстных механизмов болезни или конфликтной ситуации. Трудно переоценить роль православной психотерапии в реабилитации страждущих наркоманией, алкоголизмом.

— По сути дела, можно назвать психотерапевта «хирургом человеческой души».

В некотором смысле да. Основной «инструмент» психотерапевта — слово. Однако психотерапия более призвана не к словесному, но к духовному воздействию на человека. Ибо если за словами ложь, то и пользы никакой не будет. Без живительной силы Духа слово может быть лишь пустым звуком.

В древности говорили, что врачебное искусство держится на трех «китах»: ноже, целебной траве и слове. Нож — прообраз хирургии, целебная трава — собирательный образ лекарственных форм, а под словом понимается живое, душевное отношение врача к больному.

Годы атеизма и гонений на Православие в нашей стране не прошли бесследно. Выросло почти два поколения людей, не знавших Бога и Его святую Церковь. Сегодня мы переживаем очень трудное время. К большой скорби, духовный вакуум у части наших соотечественников (и не такой малой) заполняется лжеучениями, ересями, всевозможными сектами, увлечением оккультизмом, магией.

Найдутся и «духовные» наставники, готовые несколькими пассами «исцелить» души и тела страждущих. Их рекламные плакаты или объявления в прессе сулят «умопомрачительный эффект». Например: «Всего за два сеанса лечу гипертонию, астму, рак, диабет и прочие заболевания». Через запятую перечисляются десятки болезней, которые должны исчезнуть после нескольких мановений рук какого-нибудь экстрасенса, колдуна или гипнотизера.

Для этих «экстраординарных» личностей не существует разницы между незначительным и кратковременным облегчением, возникающим в силу известных психофизиологических законов, выздоровлением или духовной прелестью. Люди втягиваются в своеобразную «игру», шансов на выигрыш в которой нет.

В России, растлевая души людей, практикуют 300 тысяч оккультных целителей. Проблема психического здоровья общества из разряда медицинских вырастает в государственную, имеющую опасные для общества социальные последствия.

Психотерапия — особая медицинская специальность, связанная не столько с лечением в привычном понимании этого слова, сколько с воздействием на личность больного человека, на его душу. Она ставит перед собой благие цели. Однако на практике сложилась тяжелая ситуация, вызванная тем, что, теснейшим образом соприкасаясь с душой человека и пытаясь ее уврачевать, эта область медицины оказывается духовно несостоятельной, не имеющей нравственных ориентиров.

Нельзя облегчить душевное бремя другого человека, не имея собственных духовных ценностей. Может ли слепой водить слепого? не оба ли упадут в яму? (Лк. 6, 39).

Можно сказать, что только та психотерапевтическая помощь будет по-настоящему действенной и полезной, которая ведет ко Христу и проводится врачом или психологом, кающимся и исправляющим свою собственную жизнь. В этом случае слово специалиста будет подкрепляться благодатной силой Божией и утешит болящего, укажет дорогу к Тому, Который Истина, Путь и Жизнь! Психотерапия может помочь человеку лучше понять себя, свое душевное устроение, глубже оценить ту или иную конфликтную ситуацию, успокоиться. Однако никакой психотерапии не под силу преодолеть в душе человека грехи и страсти — это, при условии его духовных усилий, возможно только Господу.

беседовала Полина Мельникова

Заказать книги

Архив
  • 13.12.2021

    Премьера фильма «Святитель Нектарий Эгинский»

    На ТВ СПАС, в серии «Святые целители» прошла премьера фильма «Святитель Нектарий Эгинский». В съемках фильма принимал участие Дмитрий Авдеев. Доктор рассказал свою историю о чудесной помощи святителя Нектария. Телеканал также выпустил отдельным трейлером беседу с Дмитрием Александровичем.
© 2007-2022, Официальный сайт Дмитрия Авдеева
Материалы сайта могут использоваться только с личного разрешения Дмитрия Авдеева и со ссылкой на источник. e-mail: daavdeev@yandex.ru

  • Яндекс.Метрика
  • Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет

  • СОКОЛ - Создание сайта