— Чем православная психотерапия отличается от официальной?
Современная психология основана на принципах и методах, не совпадающих с христианским учением о человеке. Она не признает души как таковой, греха и греховных страстей, а также благодати Божией, способной врачевать душевные раны.
— Однако вы сами окончили «официальный» медицинский институт, да еще и с отличием…
Можно сказать, карьера моя начиналась блестяще. Я уже был аспирантом, когда меня в конце 90-х с лекциями по психологии успеха пригласили поехать на теплоходе в один бизнес-тур. В той же поездке с факультативными занятиями был священник. Вот его-то беседы и стали самым главным в этом путешествии. Домой я вернулся уже другим человеком. Стал ходить в храм. Читать творения Святых отцов. И пережил глубокий кризис. Когда человек моей профессии воцерковляется, то наступает такой момент, что ему надо или диплом положить, или идти на сделку с совестью. Я хотел было совсем оставить профессию. Однако с Божией помощью дал ей новое содержание и 16-й год веду прием пациентов.
— Поговорим о том, как же нам научиться справляться со всякого рода тяготами современной жизни, короче говоря, со стрессами? Ведь депрессии — сегодня самый распространенный вид душевных заболеваний.
А вы думаете, что во времена Ивана Грозного стрессов было меньше? Всегда были и болезни, и неурожаи, и войны. Тут дело в другом. У современного человека изменилось отношение к жизни. Вряд ли сегодня могла бы родиться поговорка «Пришла беда — отворяй ворота». А наши предки именно так, спокойно и с достоинством, принимали все назначенное им Творцом. Современный человек хочет только приятного, сладкого, комфортного. Более того: делает это смыслом своего существования. И потому стоит ему заболеть, лишиться работы или остаться одному, как он мгновенно теряет почву под ногами, доходит до отчаяния и даже готов отвергнуть сам высший дар жизни. Депрессия — это своего рода сигнал души о ее неблагополучии, бедственном положении. И в этом не стрессы, не неприятности виноваты, а сама человеческая личность. Моя задача — помочь пациенту найти его личный «корень» бед.
Единственно правильный путь к исцелению от депрессии, уныния, раздражения, печали, злости, нежелания жить лежит через покаяние и исправление своей жизни согласно евангельским заповедям. Надо понять греховные истоки своей беды, постараться буквально возненавидеть гордость, ложь, блуд, тщеславие, которыми больна наша душа, покаяться в них и обрести мир душевный, дороже которого нет ничего. Православный подход к больному человеку не подменяет медико-биологического взгляда, но обогащает, дополняет и завершает представления о личности.
— А если к вам придет со своей болью мать, потерявшая в Чечне единственного сына, или человек, перенесший два инфаркта в 38 лет? Что вы им скажете?
Прежде всего я не стану им лгать и предлагать «развеяться» в турпоездке, давать «установку» на счастье или предлагать повторять перед зеркалом: я спокоен, я спокоен, завтра будет все хорошо. Мне трудно бывает помочь человеку, который пребывает в абсолютном неверии. Как правило, такой пациент хочет или чудодейственных таблеток, или магических пассов над головой, от которых все немедленно должно измениться. И бывает разочарован, что я ничего такого не делаю. Часто именно эти люди становятся легкой добычей разного рода псевдоцелителей. Мы живем не в океане хаоса, а в потоке Промысла Божия. Все от Него: и болезнь, и лекарство. Только Он один знает, сколько душа должна подвергаться испытанию и искушению, чтобы быть годной для вечности. Святитель Феофан Затворник сравнивал этот процесс с тем, как хозяйка печет пирог. И тесно ему в духовке, и тошно, и жарко, а она приговаривает: потерпи, миленький, еще немножечко и увидишь, какой ты будешь у меня красавец.
— Значит, кто дает скорбь, тот дает и избавление от нее?
Да. Но мир душевный только в душе, свободной от греховных наклонностей. Нужно изменить свою жизнь, нужно измениться самому. Нужна спокойная совесть.
— В Вашей практике, Дмитрий Александрович, были подобные случаи?
Почти два десятилетия я работаю врачом и за это время наблюдал множество случаев исцеления от неизлечимых, с медицинской точки зрения, телесных и душевных недугов. Был свидетелем, как покаяние матери приводило к выздоровлению и даже спасению жизни ее ребенка. Как пьяница и наркоман, придя к вере, оставляли греховную жизнь.