— Мода это или действительно потребность, но какую бы тему сегодня ни обсуждали, например, на телевидении — в передачу зовут психолога...
Наверно, это и мода, и потребность. Долгие годы, десятилетия понятие «душа» игнорировалось, не учитывалось. И теперь, когда произошло падение «железного занавеса», многие стали обращать внимание на то, что человек это не только и не столько плоть. Появился интерес к душе, душевной жизни. И это отрадно. Но вот вопрос в том, что не все равно, как душу врачевать. Психология должна помогать человеку, а не губить его душу.
— Есть ли какие-то минусы во всеобщей психологизации?
Есть. Специалист порой дает советы, как говорится, «со своей колокольни» и эти советы, нередко, носят даже антихристианский характер. И вместо помощи может выйти вред.
— Расскажите о методиках современных светских психотерапевтов...
В современной психотерапии насчитывается до 1000 разных методов и направлений. Из них можно выделить три основные платформы, три школы. Во-первых, это гуманистическая психология: казалось бы, раскрытие творческих способностей, талантов… Но в центре — крупная буква «Я», эгоизм. И, в конце концов, кроме гордости эти советы и рекомендации ничего не дают. Во-вторых, психоанализ. Не так давно было 70 лет со дня самоубийства Фрейда. Многие люди обращают на его научное наследие пристальное внимание. Метод можно сравнить с исповедью, но без Бога и без покаяния. В психоанализе личность воспринимается как высокоорганизованная особь, которой движут сексуальность и агрессивность — и только. Реализовать эти инстинкты — значит, решить все проблемы. В этом Фрейд видел панацею от неврозов.
И третье направление: поведенческая терапия. Увы, это, зачастую, последовательный атеизм и материализм. Нехристианская психология потеряла, а лучше сказать, не имела, того фундамента, на котором она могла бы принести душе пользу. И разными способами пытаются помочь мятущейся душе, забыв о едином на потребу.
Направлений психологии и психотерапии становится все больше и больше. Это можно сравнить, например, с тем, как в ХI веке в христианстве выделилась католическая конфессия, а в ХV веке от нее отпочковались протестантские конфессии и т.д. И сейчас в Америке уже и не сосчитать всех протестанских ответвлений.
Стараниями людей, которые сами уверовали в Бога, обрели святое православие, начинает возрождаться святоотеческая православная духовно-нравственная психология, психотерапия, и это очень радует.
— Вы сказали о православной психологии «возрождаться» — стало быть, она была?
Да, она была еще до революции. Святитель Феофан Затворник даже преподавал христианскую психологию. Книги на эту тему, в том числе рукописные, есть, к примеру, в московских духовных школах. Конечно, требуется кое-что трансформировать применительно к нашему времени. Время не ждет, и человек как-то изменился. Но потребность в этом была всегда, и психология изучалась и будущими пастырями в том числе.
— Что Вы можете сказать о нынешних многочисленных тренингах, курсах. Насколько они полезны?
Они могут быть и полезными, и неполезными. Главный вопрос — личность психолога, который проводит тот или иной тренинг. Психология — это вид душепопечения. И совсем не все равно, в какую сторону психолог поведет душу, какие он будет давать советы. Во спасение эти советы будут, или они только заведут человека в пучину переживаний, страданий и еще больших скорбей. Если бы я пришел на какой-нибудь тренинг, то обязательно поинтересовался бы: какие методики используются, кто преподает, верующий ли преподаватель. В 1974 году один тибетский гуру говорил, что буддизм придет на Запад через психологию. И вот, увы, мы видим это. Если зайти в какой-нибудь книжный магазин и посмотреть раздел «Психология», то можно ужаснуться: чего мы там только не увидим. Кармическая медицина, медитативные тренинги, трансперсональная психотерапия… К сожалению, такова реальность.
— Идут споры: можно ли называть психологию православной?
Споров по этому поводу было много. Мы используем духовный опыт не вообще, а опыт православной духовности. Это главное. И вот Троице-Сергиева Лавра издает книгу митрополита Иерофея (Влахоса) «Православная психотерапия». Года два тому назад на конференции в Румынии я встречался с владыкой Иерофеем и поблагодарил его за то, что он способствовал признанию этого термина. В народе ведь говорят: православный врач, православный педагог, православный писатель, и в это словосочетание вкладывается тот самый смысл, который человек хотел бы передать. То есть верующий христианин он же и писатель, и врач, и психолог. Поэтому термин прижился, термин хороший. В июне этого года в Америке даже состоялся международный конгресс по православной психотерапии. Православная психология, психотерапия начинают жить своей жизнью, имеют свои цели и задачи, имеют своих авторов, и теперь это уже отдельное направление в психологии.
Можно выделить следующие три принципа, характеризующие православную психологию и психотерапию: первое — исповедание православной веры самим специалистом и привнесение ее духовной чистоты, истины в лечебный или консультативный процесс. Соприкасаясь с душой человека, специалист должен не забывать, что душе богоподобна, что она образ и подобие Божие. Второе — это базирование своей деятельности на святоотеческой основе; а третий принцип — это духовный «фильтр». Православные врачи и психологи должны научиться фильтровать различные методы и направления психотерапии. Преломлять их через свое православное сердце, душу и доносить до пациента (клиента) лишь те методы, которые не навредят, а помогут его душе.
— Что вы можете сказать о методах православных специалистов?
Какого-то специфического метода нет. Есть методология, мировоззренческая платформа. Поэтому мы больше говорим о личности психолога, психотерапевта. Что получает уверовавший специалист? Он получает сам для себя ясную мировоззренческую основу. Говоря языком медицины, он получил различие нормы и патологии. Святое православие открыло для самого специалиста учение о силах души, о расщепленности души человека греховными страстями. Это очень важные обстоятельства.
— Митрополит Иерофей в своей книге говорит, что само православие это и есть психотерапия. Православие для психотерапии является духовной основой или самим лечением?
Если взять все психические болезни за 100%, то 20% — это большая психиатрия, т.е. шизофрения и другие психозы. А 80% — это пограничные состояния, на грани нормы и патологии. Подавляющее число болезней этой группы связано с грехом, с греховным образом жизни. В свое время я написал книгу: «Нервность: ее духовные причины и проявления». Вывод этой книжки таков: христианский образ жизни является глубоко врачующим для души. Безусловно, есть болезни, которые надо лечить медикаментозно. Но подавляющее большинство, я повторяю, психических расстройств — это болезни, связанные с грехом. К таким болезням относятся, к примеру, алкоголизм, наркомания, игромания, некоторые формы депрессий и др. Русская Православная Церковь в «Основах социальной концепции» выделяет три главные причины развития психических заболеваний. Первое — болезни от естества человека. В этой плоскости сравнения психические болезни можно сравнить с другими заболеваниями, те и другие попускаются Богом с целью споспешествования в деле спасения. А две другие группы — они духовные: болезни как следствие поработивших душу человека греховных страстей и как демонический штурм. И надо не путать эти причины. В ряде случаев надлежит лечиться медикаментозно, но очень важно изменить образ жизни, покаяться, очищать свое сердце от греховных страстей.
— Вопрос на тему православной антропологии. Человек состоит из духа, души и тела. Вы занимаетесь душой. Из чего состоит душа?
Ум, сердце и воля. Со времен грехопадения наших праотцов у каждого из нас ум, сердце и воля «пошли» тремя разными дорогами. Как лебедь, рак и щука. Отец Димитрий Смирнов говорит, что внутреннее состояние современного человека, состояние его души напоминает вдребезги разбитый кувшин. И вот с понимания этого обстоятельства и начинается исцеление. То есть нужно собрать эти осколки, склеить их. Причем многие пытаются говорить, что все от ума. Однако, ум — это лишь инструмент сердца. Поэтому совсем не все от ума. На приемах я часто встречаюсь с безволием молодых людей. Есть и хороший ум, и доброе сердце, но нет воли. А безвольный человек — это как здание без цемента.
— А что такое сердце с православной точки зрения?
Это духовное средоточие человека. Самый главный духовный перекресток. То, что в человеке является чисто человеческим. Сердце действительно бывает доброе, мягкое, благодатное. Или - черствое, заросшее мхом греховных страстей.
— Где проходит граница между практикой православного психотерапевта и служением священника?
Цель православного пастырства — спасение души. Цель православной психотерапии, психологии — исцеление души. Психолог — соработник священника, он предшествует священнику, он помогает ему. Об этом также говорится в «Основах социальной концепции». Важно именно соработничество при разграничении компетенций. Было бы хорошо, если бы пастырь обладал еще и соответствующими знаниями по психиатрии, психологии. Но сегодня нагрузка на священников огромная, поэтому мы, верующие специалисты, должны помогать нашим батюшкам. Таинств мы, естественно, не совершаем, а побеседовать с человеком, подготовить его к исповеди, дать дельный совет, поставить некоторый «заслон», чтобы наш собрат не впал в еще большие искушения и грехи — это очень важно. Чтобы страждущий имел возможность выговориться. И помощь эта оказывается очень востребованной. Я это вижу на собственном примере. Много писем, звонков, обращений на прием.