В бутылке «топят» неудачи, неразделенную любовь, семейное неблагополучие или супружескую измену. Причиной пьянства могут стать разочарование в себе или предательство друзей. Немало и тех, кто «снимает» подобным образом стрессовую напряженность и высокий темп жизни. Ученые говорят и о наследственной предрасположенности к алкоголизму. Причин много, всех не перечислить. Однако есть одна главная - это духовная опустошенность, потеря смысла жизни, размытость нравственных ориентиров.
Психологи определили некоторые характерологические черты, свойственные «алкогольным» личностям. В частности было установлено, что одни из них легкоранимы, плохо приспособлены к практической жизни, слабовольны, другие – излишне самоуверенны, тщеславны, болезненно переживают малейшие жизненные неудачи, настойчиво ищут признания. Если на эти черты характера наслаивается еще и психотравма, то вероятность нервного срыва и запоя очень велика.
Как показывают наблюдения, путь к пьянству начинается с ранних лет. Усвоение алкогольных ритуалов происходит задолго до первого знакомства со спиртным. Маленькие дети, сидя за праздничным столом, «играют во взрослых», разливая фруктовый сок по бокалам, а затем с гримасой на лице выпивают «детское вино» под одобрительный гул родителей и гостей.
Нет сомнения, что уже в это время в сознании ребенка начинает формироваться представление об алкоголе, как об универсальном спутнике взрослой жизни. К 11–12 годам у подростков формируются вполне устойчивые стереотипы отношения к алкоголю. На путь пьянства подростка подталкивает и та атмосфера бездуховности, греха, которую он видит во взрослом обществе и, в первую очередь, в своей семье. Пьянство родителей уродует душу ребенка. Сердце обливается кровью, когда видишь истерзанных этим горем детей, лишенных внимания, ласки и заботы отца-алкоголика, а теперь нередко и матери.
Сегодня алкоголиком стать просто. К алкоголизму ведет употребление, как многим кажется, безобидного пива. К сожалению, люди довольно плохо осведомлены о коварстве этого напитка. Злоупотребление пивом крайне отрицательно влияет на сердце. Формируется так называемый синдром «пивного сердца», сердце становится дряблым, а его функции «живого мотора» теряются безвозвратно.
Усиливается влечение к алкоголю, утрачивается контроль над количеством выпитого. На этом этапе доминируют симптомы нервной слабости: раздражительность, злобность, снижение работоспособности, бессонница, кошмарные сновидения, головные боли и др. В быту начинающие алкоголики становятся конфликтными и неуживчивыми. Окружающий мир им кажется серым, безликим, и лишь только водка или вино делают повседневную действительность как-то переносимой. Здоровье день ото дня ухудшается. Таких людей беспокоят сосуды: «прыгает» давление, появляется вегетососудистая дистония, нарушаются функции печени, поджелудочной железы, кишечника. А самое главное – необратимо разрушается головной мозг.
Патологическое влечение к алкоголю становится непреодолимым. Появляется абстинентный синдром – похмелье. Он проявляется дрожанием рук, головокружением, слабостью, отсутствием аппетита, потливостью, повышением артериального давления, сердцебиением, сухостью полости рта.
Пьянство становится практически ежедневным, возникают запои. Личность постепенно деградирует. Мышление становится бедным, однообразным. Круг интересов сужается до минимума. Прогрессивно ослабевает воля. Доминирующая потребность — алкоголь. Клятвы и обещания родным и близким, оставить свое пагубное пристрастие, забываются ими в тот же час. На этой стадии алкоголизма нередко возникают острые алкогольные психозы.
Это завершающая стадия алкоголизма. Характеризуется дальнейшим распадом личности и полной потерей здоровья. Чтобы напиться допьяна, уже достаточно небольшой дозы алкоголя. Абстинентный синдром более продолжительный и тяжелый. Деградация личности явная. Смыслом жизни становится алкоголь. Тяжело страдают внутренние органы. Цирроз печени, гастрит, миокардит, алкогольный психоз и слабоумие, атрофия половых желез – вот что ждет алкоголика. Любые заболевания на фоне алкоголизма протекают значительно тяжелее, и исход их не всегда благоприятен.
Подход к лечению алкоголизма должен быть комплексным, включающим в себя три аспекта.
Медики, как правило, используют всевозможные дезинтоксикационные растворы, назначают психотропные средства, препараты вызывающие отвращение к алкоголю из-за выработки отрицательного условного рефлекса, общеукрепляющие средства и витамины.
Все это позволяет облегчить физические страдания алкоголика.
Квалифицированный психолог или психотерапевт пытается вскрыть глубинные психологические корни возникновения пьянства, анализирует характерологические особенности человека, его семью и социально-бытовые условия. Затем специалист дает советы и рекомендации, обучает бороться со стрессами, преодолевать конфликты и т. д. В ряде случаев проводятся различные психотерапевтические процедуры, эффект от которых тем выше, чем ярче осознанное желание самого человека освободиться от этого бремени и вернуться к полноценной жизни. Таким образом, психотерапевт становится как бы попутчиком и помощником пациента на этом сложном пути, который он непременно преодолевает сам.
Святая Православная Церковь считает пьянство тяжким грехом. Поэтому только медицинскими методами и психотерапией страждущему не помочь. Убеждения и медикаменты не всесильны. Для преодоления недуга необходимы духовные усилия.
Условия исцеления – покаяние, молитва, чтение Святого Евангелия, церковные Таинства. Так и искореняли пьянство еще в дореволюционных православных обществах трезвости. Кстати, до революции, только духовенством, на тему трезвого образа жизни издавалось 32 журнала.
Страждущему человеку необходимо осознать, что пьянство – грех. Поэтому, прежде всего, нужно принять глубокое, твердое решение не пить спиртное. Не пить совсем! Другого пути не существует. Не поддаваться уговорам, насмешкам со стороны недоброжелателей, дружков-собутыльников. Продумать варианты своего поведения – в трудных жизненных обстоятельствах, за праздничной трапезой, если на столе спиртное. Научиться трудиться и с пользой для души и тела отдыхать.
Дмитрий Авдеев,
кандидат медицинских наук,
директор Института проблем формирования
христианского отношения к психическим заболеваниям,
г. Москва.