Страсть в святоотеческом понимании – ошибка, неверный выбор, отступление от воли Божией. Как указывают святые отцы, семя нравственного зла в человеке – самолюбие, которое «разрастается» в самовозношение (славолюбие), любовь к наслаждениям (сластолюбие) и своекорыстие (сребролюбие). Наиболее известна классификация из восьми основных страстей: уныние, печаль, блуд, гордость, тщеславие, сребролюбие, гнев и чревоугодие. Надо понимать, что «страсть» и «страдание» не только однокоренные, но и близкие по значению слова: страсть всегда порождает страдание. Страстью мы называем такой порок, который укоренился в душе и сделался ее второй натурой.
«Страсть – это особая наклонность души, имеющая тягу к непомерному росту и подавлению собой всех прочих сторон души и личности» (святитель Григорий Палама). Преподобный Силуан Афонский учил, что влекущая сила страсти состоит в обещании услаждения. Таким образом, стремление к получению удовольствия является основным побудительным мотивом поведения человека и принятия им греховных помыслов. В этом суть психологии страсти.
«Страсть, – пишет святитель Феофан Затворник, – есть постепенное желание грешить известным образом или любовь к греховным каким-нибудь делам или предметам». Страсть в человеке, постепенно укореняясь, становится как бы второй его природой, основным ядром его чувств и желаний. Таким образом, страсти – это греховные навыки души, обратившиеся от долгого времени и частого упражнения в грехе как бы в природные качества.
Так, например, кто постоянно раздражается, воспламеняется гневом и при этом наполняется чувством мести и т. п. – тот одержим страстью гнева. Кто всегда готов напиться, лишь бы было спиртное, или кто любит есть сладко и вкусно и без всякой меры – тот одержим страстью пьянства и чревоугодия. Кто любит думать и говорить о себе высоко, а о других низко, злословя и осуждая их, – тем владеет страсть гордости, самая гибельная страсть. Итак, всякий грех порождается какой-либо страстью. Страсти, гнездящиеся в душе, сильнее борют нас, будучи возбуждаемы и усиливаемы греховным миром и бесами. Под миром разумеется все страстное, суетное, греховное, вошедшее в окружающую нас жизнь.
«Возжигают в нас нечистые страсти, – говорит преподобный Иоанн Карпафский, – обновляют их, возвышают и размножают злые бесы». По словам преподобного Максима Исповедника, «бесы усиливают в нас наши страсти, принимая в содейственницы себе наше нерадение и подстрекая (возбуждая) их, а умаляют страсти – святые Ангелы, побуждая нас к деланию добродетелей». Бесы, как источник всякого зла, всюду окружая людей, научают на всякий грех, действуя преимущественно: через плоть, особенно через чувства; посредством людей; посредством всяких вещей и обстоятельств нашей жизни, а также действуют и непосредственно на душу. Поэтому апостол Павел представляет жизнь христианина под образом непрерывной брани с духами злобы, врагами хитрыми, злостными и сильными.
Преподобный авва Дорофей говорит, что по отношению к страстям может быть три устроения (души) в человеке: или он действует по страсти, или сопротивляется ей, или искореняет ее. Первый – грешит, так как приводит страсть в исполнение, удовлетворяет ей; второй – начинает очищаться, потому что уже не действует по страсти, но сопротивляется и борется с ней, хотя еще и имеет страсть в себе; третий – близок к бесстрастию, ибо подвизается и делает противное страсти. Все эти три состояния имеют большое разнообразие. Борьба с грехом начинается с момента обращения грешника к Богу. Это, прежде всего, усердная молитва, покаяние во грехах, чтение Слова Божиего, посильный пост, личная решимость в борьбе со страстями и, конечно же, причащение Святых Христовых Таин. Сначала эта борьба ведется, преимущественно, с греховными делами, а потом и с греховными помыслами. Враг коварен. Человеку, победившему с Божией помощью какую-либо греховную наклонность, нужно трезвиться, молиться и быть, как говорится, начеку.
Теперь о том, как тема греховных страстей связана с психиатрией. В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» так говорится о причинах возникновения психических заболеваний: «Церковь рассматривает психические заболевания как одно из проявлений общей греховной поврежденности человеческой природы. Выделяя в личностной структуре духовный, душевный и телесный уровни ее организации, святые отцы различали болезни, развившиеся «от естества», и недуги, вызванные бесовским воздействием либо ставшие следствиями поработивших человека страстей».
Если внимательно проанализировать эти строки, то мы увидим, что Церковь выделяет три главные причины развития психических заболеваний. Причина первая - естество человека. В этой плоскости сравнения психические, душевные болезни сопоставимы с другими заболеваниями (неврологическими, соматическими). И те и другие посылаются человеку, по попущению Божию, в целях споспешествования в деле спасения. Но есть и две другие причины. Причина вторя – греховные страсти. Эта неведомая миру духовная «бацилла», которая является причиной многих и многих душевных расстройств (алкоголизм, наркомания, нехимические зависимости, многие формы депрессий и неврозов и др.). И, наконец, третья причина – демоны. Яркий пример этому гадаринский бесноватый, о котором повествует святое Евангелии. Хотя, понятно, что и в недрах каждой греховной страсти – бесы.
Все вопросы
Чтобы задать Дмитрию Авдееву свой вопрос пишите на e-mail: redvestnik@yandex.ru