Запись на консультацию по телефону
+7 (926) 533-09-09
по будням с 10:00 до 19:00
Главная » Вестник » Душеполезное чтение » Семь нечистых духов
Семь нечистых духов

Семь нечистых духов

Вестник, Душеполезное чтение, 2012
Слово Божие бесконечно велико. И человеческое вглядывание в него, даже не выходящее за пределы разумения Святой Православной Церкви, постоянно обретает и новые оттенки постижения, и нераскрытые прежде значения вечного и постоянного смысла. Хорошо известна и обширно применяется притча Спасителя о нечистом духе, вышедшем из человека. Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя. И не находит; тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И, пришедши, находит его незанятым, выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, вошедши, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого (Мф. 12, 43 – 45)… Что бы нужно было сделать человеку, сумевшему победить греховную привычку? Для начала поставить ум свой на страже сердца, чтобы он рассматривал, по крайней мере, самые грубые греховные помыслы и, как сторож, даже не очень хороший, старался бы не пропускать самые несомненно враждебные. А когда этого нет?.. Посмотрим, что может получиться…

Итак, грех побежден! Ура! Склонность, положим, к пьянству изгнана из моего сердца. И я торжествую. Увы, недолго. Я не успел дать место Духу Святому в моем вычищенном сердце. И это так понятно! Я так старался сам, так сильно и умиленно просил помощи Божией; так сердечно и долго пытались помочь мне мои близкие — всячески, и прежде всего — соединенной своей молитвой. И теперь я спокойно и безмятежно отдыхаю. Но тут-то нечистый дух пьянства, поскитавшись по безводным местам, ища покоя и не обретя, тихонечко возвращается и, видя горницу души пустой, идет за известной ему семеркой товарищей, которые помогут ему — по опыту знает — вновь вселиться в эту чистенькую и такую лакомую, такую желанную душу. Дело облегчается тем, что, как он видит, сторожа нет.

Первым в дело идет нечистый дух гордости, который в зависимости от характера и настроения чистенького „пациента“ раскрывается одним из трех лиц: самодовольство („какой я все же молодец, что сумел сам победить свой грех“), самонадеянность („оказывается, это не так уж трудно; и у меня вполне достаточно сил, чтобы справиться с этим“), самоуверенность („да и вообще эта мерзость не посмеет больше ко мне приблизиться, зная, что я опытный борец с нею и победитель“). И при моей „опытности“ в духовно-нравственной жизни он, соблазняя меня тремя своими лицами в любом сочетании и последовательности, проникает и прочно обосновывается в бедной моей душе.

И не просто обосновывается — он дает проход своему товарищу, другому нечистому духу, духу лености. И действительно — что такое? — все прекрасно и навсегда: дух пьянства не возвращается, другие безобразные духи тоже недвижны по отношению ко мне (а дух самодовольства, самоуверенности, самонадеянности проник ласково и незаметно) — можно и отдохнуть. Прежде в моей жизни было много греха, но много и напряженной борьбы. Я устал от этой напряженности; и совесть спокойна; да и что теперь, собственно, нужно делать? — труд духовный, кажется? — ничего, можно и немного погодя. А пока — отдохнем, отдохнем, отдохнем… Я вполне заслужил отдых своей прежней напряженной работой. И дух лености распространяется неторопливо, но властно.

И вот я, нравственный богатырь, свален и опутан сладкой паутиной духа лености, нежелания напряженности. А сей властитель уступает местечко и следующему своему товарищу, закрепляющему успех. Совесть, порою попискивая, подает сигналы, что все же что-то пора начать и делать. Но леность не дает прохода единственно нужному доброму духу внутреннего делания, зато легко пропускает хитрого и нечистого духа делания внешнего. Всякое внешнее делание имеет обычно то свойство, что им, как правило, душа удовлетворяется. Это опасно всегда, но особенно опасно тогда, когда внешний, безжизненный характер (или наоборот — слишком чувственный, душевный) приобретает делание по самому существу своему; наиболее внутреннее — молитва. Ехидно вползший дух нечистый или совсем аннулирует молитву, или делает ее бессильной. Я лишаюсь одного из главных оружий.

Чувство удовлетворенности, так присущее внешнему деланию, гонит прочь остатки покаяния (если только они еще сохранились в моей душе), но зато пропускает торжественно и пышно появляющегося четвертого нечистого духа — духа нераскаянности, нежелания каяться. Он бесстрашно проходит в сопровождении хороших помощников: самооправдания и невнимательности к себе. Многочисленные вседневные погрешности, видя свободу проникновения, беспрепятственно проникали в душу и, оставаясь нераскаянными, производили свое разъедающее действие. Для более крупных погрешностей тут же находились извинительные причины. Шло обширное „непщевание вины о гресех“. Даже бывая в церкви на исповеди (в основном на „общей“), я, по существу, оставался нераскаянным. Так я лишился и другого главного оружия.

Нераскаянность уже и сама по себе может привлечь из безводных мест любых нечистых духов; но они — многоопытные — знают, как действовать, где удобнее всего нанести самый больной удар. Его наносит следующий нечистый дух — дух неблагодарности; ему к тому же естественно занять свое срединное место там, где уже обжились самодовольство, лень, безмолитвенность, нераскаянность. Дух сей — очень коварный, лживый и злобный. Тот, кем он овладеет, становится в большей степени чужд действию Святого Духа и не слышит Его внушений. Дух нечистый вселяется в меня, и я качусь в пропасть. Я, неблагодарный, ничего доброго не способен видеть ни в действиях Божиих, ни в действиях людей, жалостливо спешащих мне на помощь, а все приписываю себе.

Тогда-то, вслед за неблагодарностью, скачет шестой нечистый дух. Он приносит с собой равнодушие ко всем людям. Он приносит с собой замкнутость на себе. И мне все люди небезразличны уже лишь по тому, какие они со всех сторон несут мне обиды (обиды, конечно, мнимые, но для меня-то они действительны). Растет озлобленность и недовольство. Между тем сам я в своей ослепленности и равнодушии раздаю обиды направо и налево, но, не видя людей, не вижу и наносимые им обиды. В моей окрестности, по естественному порядку вещей, смыкается круг одиночества. Наиболее разрушительно мое отношение к тем, кто стремится меня спасти…

Сей нечистый дух хорошо поработал. Вкруг меня одни обломки: обломки моей души, обломки прежних добрых отношений. Еще я по укоренившейся привычке во всех моих бедах вижу вину тех, кто суть и были окрест меня, в себе же наблюдаю одно добросердечие, но уже все более и более неладно становится на душе, и от этой неладности возрастает смутность, и самое главное — невесть как освободиться. И тогда-то вползает и распространяется, как кисель, по всему пространству души седьмой страшнейший дух нечистый — дух уныния. О его действии можно написать диссертацию, но — печальную. Посему лучше здесь поставить точку.

Тем более — самая пора запить. Семь нечистых духов сделали все для того, чтобы духу — простенькому, очевидному духу, например пьянства, — вольготно жилось в опустошенной, разрушенной храмине души. Конечно, это — схема, и схема в реальности, по милости Божией, далеко не всегда доходящая до полного разрушительного предела. И вообще, представляет такие варианты развития бесспорнейших, кажется, схем, что только ахнешь, и ахать часто приходится. К тому же за пределами рассмотрения схемы остается аскетический вопрос: как противостать нечистым духам? Вместе с тем нравственно-психологический опыт рассмотрения такого механизма страстей может оказаться небесполезным для тех, кто порою в недоумении, ничего не понимая, останавливается перед фактами развития страстной природы души человека, незанятой, выметенной и убранной. Дай нам всем, Господь, духа осторожности, внимательности и разумения.

«Настольная книга для монашествующих и мирян»

Вопросы
Доктору Авдееву

Все вопросы
  • 05.07.2017

    Дмитрий Александрович, как с возрастом ребенка, подростка развиваются греховные страсти?

    Вариантов развития греховных наклонностей, вероятно, немало, но можно проследить и некоторую их динамику. У малыша, к примеру, может четко наблюдаться тенденция к любостяжанию. Таким деткам очень хочется обладать, прежде всего, игрушками и не делиться ими со сверстниками, братишкой или сестренкой. По мере взросления приобретается сребролюбие. Подростки, особенно это видно в наше «коммерческое» время, требуют от родителей и близких денег, дорогих подарков и очень расстраиваются, сердятся, если их желания не удовлетворяются сполна. Вслед за сребролюбием проявляет себя славолюбие. Эта греховная страсть имеет множество оттенков и переходов. Обнаруживается она в чрезмерной привязанности к модной одежде, украшениям, у девочек – косметике. Желание нравиться окружающим становится явно чрезмерным.
  • 20.01.2017

    Жизнь дана нам Господом

    Аборт – это убийство ребенка во чреве матери. К великой скорби, миллионы нерожденных детишек по всему миру умерщвляются в материнской утробе. Этот факт не укладывается в голове. Умертвляются дети самими матерями! По их желанию или с их согласия. И цифры абортов, к великому сожалению, не только не снижаются, а даже растут. Сегодня встречаются девочки 13-14 лет, которые уже совершили этот страшный грех. 13 октября 2016 года западные СМИ сообщили о сенсационном открытии европейских ученых: сердце человека «стучит» ранее, чем на 16-й день после зачатия, пишет сайт «Русские матери». Ранее в науке бытовало мнение, что сердце ребенка начинает биться, как минимум, на неделю позже. В три месяца врачи перестают называть малыша зародышем. Это уже сформированный плод, которому осталось только вырасти и созреть. Я не забуду, как один старенький священник уговаривал молодую женщину не делать аборт. По щекам у батюшки текли слезы. Он говорил ей про грех детоубийства, и еще много-много о чем. Когда у старца кончились «аргументы», то он воскликнул: «А может в твоей утробе святой, а может это кормилец твой в старости. Опомнись! Жизнь дана нам Господом!»…

Фоторепортажи

Фоторассказы о важных мероприятиях, интересных встречах, паломнических путешествиях.

Новости

Архив
  • 27.10.2017

    Доктор Авдеев возобновил прием

    В октябре Дмитрий Александрович Авдеев возобновил консультации в Центре Православной психотерапии. Также проводятся скайп-консультации. В кабинете у доктора Авдеева можно со скидкой приобрести новые книги, аудиокниги с рассказами, диски с записью лекций и бесед. На все книги Дмитрия Авдеева Рождественская скидка до 50%. Продолжается презентация новой книги рассказов и воспоминаний Д.Авдеева «Небо близко». В книгу вошли новые и ранее изданные рассказы, эссе, путевые заметки и дневниковые записи. Автор писал о дорогих его сердцу впечатлениях, воспоминаниях, встречах. В книге шесть глав: «Строчки из сердца», «На Святом Афоне», «Духовные встречи», «Записки паломника», «Из врачебного дневника», «Рассказы». Издание богато иллюстрировано, напечатано на хорошей белой бумаге. Обложка твердая, цветная, глянцевая. Количество страниц – 272. Тираж ограничен. Запись на консультацию по телефону +7(926)533-09-09 с 10 до 19 часов по будням (время московское).
  • 20.10.2017

    Новое издание книги «Греховные недуги»

    В издательстве «Духовное просвещение» вышло в свет новое издание книги Дмитрия Авдеева «Греховные недуги. Зависимые состояния» 2017, 176с. Автор книги просто и убедительно рассказывает о духовных причинах алкоголизма, наркомании, табакокурения, различных нехимических зависимостей (игромании, компьютеромании, зависимостях от социальных сетей, телевидения и др.). Предлагает различные рекомендации, основанные на православном понимании этих недугов. Первое издание книги было выпущено в 1999 году. В 2017 году читателю предложено уже 7-е издание (дополненное, переработанное). Кроме русского, книга «Греховные недуги. Зависимые состояния» издана на румынском языке, а главы из нее – на многих иностранных языках. Книга вышла большим тиражом – 20000 экземпляров и будет распространяться безвозмездно. Благословил издание книги и оказал большое содействие в осуществлении этого проекта схиархимандрит Илий (Ноздрин).

Социальные проекты

Вы можете принять участие в издательских и социальных проектах

Ознакомиться с проектами
Наши реквизиты

© 2007-2017, Официальный сайт Дмитрия Авдеева
Материалы сайта могут использоваться только с личного разрешения Дмитрия Авдеева и со ссылкой на источник. e-mail: daavdeev@yandex.ru

  • Яндекс.Метрика
  • Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет

  • СОКОЛ - Создание сайта