Запись на консультацию по телефону
+7 (926) 533-09-09
по будням с 10:00 до 19:00
Главная » Вопросы Доктору Авдееву

Вопросы Доктору Авдееву

Дорогие читатели!
На Ваши вопросы отвечает православный врач-психиатр, кандидат медицинских наук Дмитрий Александрович Авдеев.

 

 


Вопрос: Дмитрий Александрович, как с возрастом ребенка, подростка развиваются греховные страсти?
Ответ:

Вариантов развития греховных наклонностей, вероятно, немало, но можно проследить и некоторую их динамику. У малыша, к примеру, может четко наблюдаться тенденция к любостяжанию. Таким деткам очень хочется обладать, прежде всего, игрушками и не делиться ими со сверстниками, братишкой или сестренкой.

По мере взросления приобретается сребролюбие. Подростки, особенно это видно в наше «коммерческое» время, требуют от родителей и близких денег, дорогих подарков и очень расстраиваются, сердятся, если их желания не удовлетворяются сполна.

Вслед за сребролюбием проявляет себя славолюбие. Эта греховная страсть имеет множество оттенков и переходов. Обнаруживается она в чрезмерной привязанности к модной одежде, украшениям, у девочек – косметике. Желание нравиться окружающим становится явно чрезмерным.

Вместе с тем определяется и другой аспект славолюбия – высокомерие, лицемерие, тщеславие. Вслед за этими страстями приходит сластолюбие, то есть чревоугодие, от которого происходит всякая плотская нечистота.

«Лечение» же страстей требует самопознания, искреннего покаяния и благодати Божией. Малых же деток надо воцерковлять, обучать их молитве и чаще причащать. Родители должны помнить: родительское благочестие и духовное здоровье их чад находятся в неразрывной связи.


Вопрос: Дмитрий Александрович, расскажите, пожалуйста, о нехимических зависимостях. Насколько они вредны для души и здоровья?
Ответ:

Предлагаю Вам посмотреть передачу ТВ Союз "Выбор жизни. О зависимостях".


Вопрос: Дмитрий Александрович, существует ли православный взгляд на причины душевных заболеваний?
Ответ:

Предлагаю Вам посмотреть небольшой фильм «Причины душевных заболеваний: православный взгляд».  На эту тему размышляют митрополит Антоний Сурожский, врачи-психиатры Дмитрий Авдеев и Андрей Бутько.


Вопрос: Как бросить курить?
Ответ:

Вопрос: Что более важно для исцеления от душевных недугов: молиться или лечиться?
Ответ:

Вопрос: Иногда кажется, что психическое расстройство можно преодолеть без лекарств. Так ли это?
Ответ:

Вопрос: Почему в жизни современного человека присутствует синдром хронической усталости, опустошенность?
Ответ:

Вопрос: Пристрастие к азартным играм. Что это слабость воли или психическое заболевание?
Ответ:

Вопрос: Можно ли сказать что бессонница следствие греховной жизни Или все же она результат физиологических нарушений?
Ответ:

Вопрос: Сегодня часто звучит термин «ипохондрия», но мало кто знает, что он точно означает. Кого можно назвать ипохондриком? Расскажите об этом.
Ответ:

Ипохондриком можно назвать человека, который всегда переоценивает тяжесть своей болезни, недомогания. Такой человек прислушивается к каждому своему вздоху, работе сердца и других внутренних органов. Любые покалывания, пощипывания, которые он ощущает, волнуют его значительно больше, чем весь окружающий мир.
Ипохондричный человек занят только собой, его мысли обращены исключительно к своему здоровью, которое становится для него кумиром. Врачи порой не знают, что делать с такими пациентами, которые беспрестанно атакуют поликлиники, требуя провести им разнообразные исследования, анализы и прочее тому подобное. С определенностью можно сказать, что за «фасадом» подобного поведения сквозит самовлюбленность, выраженный эгоизм.


Вопрос: Дмитрий Александрович, как Вы считаете, насколько важно для священника знать основы психиатрии, необходимо ли современному батюшке отличать духовные недуги от душевных (психических) расстройств?
Ответ:

Отвечая на этот вопрос, можно долго рассуждать, насколько это важно и нужно, приводить много аргументов «за» и так далее. Мне хочется привести простой пример из своей практики, который даст исчерпывающий ответ на ваш вопрос. Не так давно мне позвонила женщина и рассказала: «На днях к нам пришел батюшка из храма, чтобы освятить квартиру. Я была дома с ребенком. Батюшка помолился, освятил жилище. А потом отвел меня в сторонку и сказал, что у моего ребенка, возможно, есть проблемы со здоровьем и посоветовал обратиться к Вам за консультацией. Батюшка сказал, что читал Ваши книги и слушал лекции. Я, конечно, и сама замечала, что у моего ребенка с психикой что-то неладное, но не решалась сама себе в этом признаться». 

Эта женщина пришла на консультацию вместе с ребенком. И священник, и мама оказались правы. Поставив предварительный диагноз ребенку, я направил его лечиться в стационар. Родители в таких случаях очень переживают, боятся лечения, последствий. Я успокоил маму, дал практические советы. Через пару месяцев эта женщина позвонила снова, сказала, что ребенка полечили, ему стало гораздо лучше, теперь он будет наблюдаться у врача. «Спасибо вам, доктор, и спасибо батюшке», — закончила она разговор. Посмотрите, насколько это важно. И таких случаев много, когда священник первым замечает недуг и тактично советует человеку обратиться за помощью к врачу.


Вопрос: Дмитрий Александрович, а как правильно наказывать детей? Вообще надо ли их наказывать или можно обойтись без наказания?
Ответ:

Каждый родитель должен ответить себе на главный вопрос: что я жду от наказания? Я хочу ребенка перевоспитать, переубедить? Или, применив меры физического или морального воздействия, сделать ему хуже, больнее? Это принципиальные вопросы.

К наказанию нужно относиться творчески. Хорошо бы прежде родителю помолиться и успокоиться. Потому что когда сам родитель взбешен, когда он брызжет слюной, поглощен гневом, то он никакого доброго примера  не подаст и ничего своим криком, шлепками не добьется.

Иногда во время приема я задаю родителям такую задачку: «Скажите, пожалуйста, какие у вас есть рычаги воздействия на дитя?» Их рассуждения сводятся к трем моментам. Вот типичный ответ. Первый «рычаг» – слово. Если оно не действует – крик. Третий  и заключительный – шлепок или подзатыльник. Вот и все. Ничего другого в родительском «арсенале» не находится.

Тогда я им говорю: «Берите авторучку, по листочку бумаги, можете советоваться друг с другом и напишите десять пунктов, как можно воздействовать на ребенка». Это всегда бывает очень интересный и творческий процесс. Родители, как в школе, начинают подглядывать в листок друг к другу,  шушукаться… Пишут максимум пунктов пять-шесть и говорят: «Мы подумаем, мы обязательно  дома постараемся додумать остальные». По крайней мере, родители начинают задумываться на эту тему. Смотреть на нее, как-бы со  стороны.

Напоминаю, что  нельзя наказывать детей едой. Это чревато нарушением пищевого поведения в будущем. Не следует наказывать детей улицей, потому что ребенок может потом бояться выходить на улицу. Если ставим ребенка в угол, то не более чем  примерно минуту на год жизни. Но если уже его туда на пять минут поставили, пусть он эти пять минуточек постоит. Если ему сказали, что мультиков сегодня он не увидит, потому что обманул маму, сказал грубое слово братику или сестренке – надо тогда воздержаться, договориться с собой и мультики в этот вечер  не включать.

Очень важно, чтобы родители действовали «в одну дуду». Даже если в каких-то требованиях папа не поддерживает маму, а мама не поддерживает папу, то они должны разобраться друг с другом потом. Без ребенка. Если начинается разборка между родителями, то ребенок вообще устраняет оба этих мнения и начинает вести себя так, как ему заблагорассудится. Конечно же, все делаем с любовь, с молитвой,  с терпением. Последовательно. Зная, чего мы хотим достигнуть.

Очень часто родители начинают перестраховываться, и свои личные внутренние тревоги проецируют на ребенка: не лезь, не подходи, не трогай и так далее. Я всегда говорю, что запретов должно быть не так много. Может быть, пять, шесть, семь. Но не сто. Эти запреты ребенок должен знать: например, не подходить к электроприборам, не брать спички, слушаться старших и так далее.

По поводу физических мер воздействия. Розги использовались и раньше, и в дореволюционной России... Честно говоря, я не сторонник физических наказаний. Или это должна быть какая-то крайняя мера. Шлепок по мягкому месту и то за серьезную провинность. Но ни в коем случае не по голове! Важно, чтобы это не вошло в привычку у родителей. А потом мы удивляемся, откуда берется у детей озлобленность. Достаточно других средств. Просто родители об этом не задумываются. Надо пытаться больше объяснять ребенку. Но объяснять не впопыхах. Может быть, это сделать перед укладкой ко сну, когда психика наиболее восприимчива к словам. Ребенка нужно воспитывать. Мы иногда от малыша уже требуем готовую модель правильного поведения! Как будто бы он родился с сознанием того, что нужно слушаться родителей, мыть руки, чистить зубы, заправлять кроватку, говорить только правду. Не надо  забывать, что мы его и формируем. Я всегда говорю, что самая простая и полная формула воспитания – это любовь и достойный пример.

Часто спрашивают: «А в каком возрасте надо начинать воспитывать детей?»  Начинается воспитание, когда ребенок еще лежит не вдоль кроватки, а поперек. Вот еще о чем хочется  сказать.  К примеру, до шести-семи лет Церковь не настаивает на исповеди ребенка, полагая, что у него еще нет осознанных грехов. Его поведение – либо проявление формирующегося характера, или слепая подражательность. Или ребеночек где-то подсмотрел по телевизору, услышал в разговоре старших что-то нехорошее, а иногда и откровенно плохое.

Как-то я был свидетелем такой ситуации: идет мама и трехлетнему малышу выговаривает: «Вы надо мной издеваетесь, вы все меня ненавидите, как я от вас устала!». Ребеночек смотрит на нее широко раскрытыми глазами, понимая лишь междометия, может быть, да некоторые отдельные слова из ее монолога. А мама, забывая, что перед ней младенец, продолжает свою тираду: как она устала от жизни, как ей тяжело  живется с мужем, как ее недолюбливает свекровь и так далее.


Вопрос: Дмитрий Александрович, как Вы считаете, существует ли наследственная склонность, генетическая предрасположенность к алкоголизму? И еще. Можно ли сегодня говорить о какой-то возрастной тенденции, о том, что пьянство молодеет?
Ответ:

Начнем с генетики. Генетическая предрасположенность к алкоголизму существует, и это научно доказано. В печени человека, к примеру, есть специальный фермент – алкогольдегидрогеназа, отвечающий за разрушение алкоголя в организме. Активность этого фермента зависит от возраста, пола, расовой принадлежности и наследственности и снижается с ростом частоты и регулярности употребления алкоголя. То есть физические возможности у людей разные, и далеко не каждый может позволить себе выпить литр водки, а то и делать это регулярно на протяжении месяца или двух — тут нужны особые «способности», организм должен иметь хорошие дезинтоксикационные функции, чтобы перерабатывать поступающий в него яд и быстро приходить в себя. 

Теперь про возрастные тенденции. Экспансия алкоголизма, к сожалению, выражена во всех возрастных группах. Запивают старики, пьют и подростки, и студенты, и люди среднего возраста – одиночество, проблемы личного характера часто сопровождаются стремлением утопить их в вине. А тут как назло агрессивная реклама со стороны производителя, навязывание посредством современного кинематографа, литературы, СМИ раскрепощенного образа жизни. Современное общество шатко, многие люди не видят ни в ком правды.

Имея предрасположенность к алкоголизму, зная о ней, нужно быть трижды внимательным к себе. Алкоголизм, как и наркомания, и другие состояния зависимости — это болезни, возникшие от греховных страстей, отсутствия смысла жизни, бездуховности, безверия. Страждущему человеку для преодоления недуга необходимы в первую очередь личная решимость истрезвиться, покаяние и помощь Божия. Это самое главное. Вся медицинская и психологическая помощь опираются на этот фундамент. Если, конечно, мы говорим о реальной помощи, а не о каком-то обмане или манипуляторстве.


Вопрос: Поясните, пожалуйста, что означает диагноз «инволюционная меланхолия» и как он проявляется?
Ответ:

Инволюционная меланхолия – это болезнь, которая может возникнуть в пожилом возрасте. Уже по названию можно определить, что основа означенной патологии – болезненная подавленность настроения. Ведущие симптомы инволюционной меланхолии – тревога и тоска, которые бывают в разной степени выраженности.

Обычно это страдание развивается постепенно. Начальный период составляет примерно 2-3 месяца, когда ощущаются так называемые предвестники: ухудшается сон, возникают утомляемость, слабость, снижается память. За помощью в этих случаях нужно обратиться к врачу-психиатру. Провоцирующими факторами могут быть характерные в этом возрасте изменения социального статуса, материального положения, потеря супруги или супруга, вынужденный переезд, конфликты с детьми. Многие пожилые люди встревожены политической, экономической нестабильностью нашего времени.

Священник и врач о. Валентин Жохов о зрелом христианине пишет: «Перед нами не старик, а старец, вызывающий благочестивые чувства. Таких христиан с иконописным ли¬ком можно встретить именно среди православных. Благообразие не приходит само собой, а является следствием их трудов и терпеливо понесенных болезней». Наверное, многим православным знакомо то волнительно-благоговейное чувство, которое испытываешь, общаясь с опытным старцем, духовником. На сердце после таких встреч сладость, мир, покой.

Однако большинство теперешних пожилых людей – дети тридцатых-сороковых годов. Год за годом, десятилетие за десятилетием в их душах наводили атеистический «порядок». Партия, комсомол прививали им свои ценности.Переосмыслив жизнь с течением времени, особенно в последние годы, кто-то из них пришел в храм, покаялся, обрел Бога, а иные продолжают быть верными идеалам юности, тратят время и увядающие силы на митингах, клеймят последними словами власть, полны обиды и разочарования. Уныние становится для них так же естественно, как дыхание. Еще бы, по-человечески их можно понять: жизнь прошла, а справедливость так и не найдена. Должности и заслуги – в прошлом, деньги обесценились в ходе реформ. Душа скорбит, тревожится; ощущение надвигающейся немощности, страх и горечь реального или воображаемого одиночества лишают ее мира.


Вопрос: Уважаемый доктор! Вы часто ссылаетесь в своих выступлениях на работы профессора Д. Е. Мелехова. Расскажите о нем.
Ответ:

Авторитетнейший ученый-психиатр, сын священника Рязанской епархии, доктор медицинских наук, профессор Дмитрий Евгеньевич Мелехов (1899–1979) является одним из основателей современной социальной психиатрии, то есть той области психиатрии, которая вырабатывает принципы возврата душевно больных в жизнь. Крупный ученый, автор более 170 научных работ по различным вопросам клинической и социальной психиатрии, реабилитации психически больных и организации психиатрической помощи, истории психиатрии и общеметодическим вопросам.
Талантливый педагог и тончайший клиницист, Дмитрий Евгеньевич пользовался огромным авторитетом у своих коллег и у тысяч страждущих, душевнобольных и их близких.

Профессор Д. Е. Мелехов остался в памяти как великолепный врач, никогда не отказывающий в помощи. Скольким он помог в трудную минуту! Выписанные из больницы старались встретиться с ним, только чтобы услышать от него ласковое слово. Имело большое значение не только точное понимание болезненных проявлений, но и глубокое уважение, которое он испытывал к каждому человеку, в каком бы искаженном облике тот ни представал перед ним — в каждом человеке заложен образ Божий. Он умел предвидеть и показать самому больному здоровые стороны его личности, на которые надо опереться в борьбе с душевным недугом. В беседах с друзьями Дмитрий Евгеньевич неоднократно приводил примеры, когда, несмотря на психические заболевания, благодаря духовно правильному образу жизни, человек сохранял свою личность, ее красоту и оказывался трудоспособным, и он знал случаи, когда духовное расстройство — прелесть — при упорствовании в нем вело к психическим расстройствам и деградации.

Это был человек деятельной любви к людям, разговор и встречи с которым всегда доставляли радость. Христианство он воспринимал как радостную полноту жизни во Христе. Любимыми молитвами его были молитвы благодарственные. 13 мая 1979 года в восьмидесятилетнем возрасте он почил христианской кончиной. До последних часов своей жизни он сохранял интеллектуальную ясность — светло-радостное восприятие жизни.


Вопрос: Нашему ребенку 4 года. Он плохо спит ночью, ворочается, просыпается и переходит со своей кроватки к нам. Дмитрий Александрович, подскажите Что нам делать?
Ответ:

Причин, по которым ребенок плохо спит, может отыскаться немало. Нужно обратить внимание на следующие обстоятельства: здоров ли ваш ребенок, достаточно ли он бывает на свежем воздухе, не перевозбуждается ли во время игр, не испытывает ли страха темноты, удобна ли ему постель и т. д. Если он посещает детский сад, то важно выяснить, как у него сложились отношения со сверстниками, с воспитательницей. Все эти обстоятельства очень важны.

Бывает и так, что ребенок крепко выспится днем и соответственно хуже спит ночью. Средняя продолжительность сна малыша 3–4 лет — 10–11 часов. Многие дети в этом возрасте обходятся без дневного сна. Если ребенок поспал днем, то интервал между дневным и ночным сном должен быть не менее 3–3,5 часов.

Говоря о рекомендациях, в первую очередь укажу на необходимость придерживаться режима дня. Укладывать ребенка на ночь следует в определенные часы. Некоторое время нужно побыть рядом с ним, перекрестить и благословить его на сон грядущий. Говорите негромко, ласково, спокойно. Спойте младенцу колыбельную или расскажите что-нибудь интересное и полезное. Он может не захотеть расстаться с вами, испытывая подсознательный страх потерять родителей, остаться в одиночестве. Обнимите его, поцелуйте, сделайте ему уютное «гнездышко», позвольте ему взять с собой в кроватку любимую игрушку.

Если в течение дня были какие-то недомолвки, если вы наказывали ребенка, то надо объяснить, за что он был наказан, все простить. Словом, к вечеру ситуация должна быть разрешена. Православные родители обучают своих детей молитве, крестному знамению, и малыш не ляжет спать, пока не перекрестится. Он знает, что он защищен, что он не один: с ним Господь, Пресвятая Богородица, Ангел-хранитель; сонм святых молится за него, за маму, папу и за всех православных христиан.

Ребенок посещает богослужения, причащается Святых Христовых Таин. Его родители — венчанные супруги; его дом освящен во имя Пресвятой Троицы; в его комнате — иконы, распятие, лампадочка. С младенцем Божие и родительское благословения, на груди у него нательный крестик, с которым он не расстается никогда. Вот внутренний и внешний мир ребенка из православной семьи.

Вы спрашиваете, что делать, если ребенок приходит к родителям ночью. Прежде всего надо быть спокойным. Можно предложить ему горшок, а дальше решите: или он остается с вами до утра, или вы переносите его на свое место. И в дальнейшем поступайте каким-нибудь единственным образом.

В целях успокоения нервной системы применяются травы, обладающие седативным действием. Можно рекомендовать ложечку меда на ночь, теплый душ перед сном. Если сон не улучшится, то следует обратиться на прием к врачу.


Вопрос: Чем православная психотерапия может помочь человеку, страдающему зависимыми состояниями?
Ответ:

– В психиатрии есть понятие «аддиктивное (зависимое) поведение» (от англ. Addiction - пагубная привычка). Оно включает в себя различные типы поведения: наркотическая зависимость, алкоголизм, курение, пристрастие к обильной еде, пристрастие к азартным играм, компьютерная и Интернет-зависимость и др. Болезням зависимости свойственны синдром психической зависимости (навязчивое влечение) и синдром физической зависимости. Аддиктивное поведение характеризуется стремлением человека к искусственному изменению своего психического состояния. Различают химические и нехимические аддикции.
В православном богословии нет такого понятия, как «аддиктивное поведение». Но убежден, что понятиям «норма» — «аддикция» соответствует привычное для православного человека сравнение: «добродетель» — «грех». Зависимость – это рабство. Рабство греху. Зависимые состояния возникают от   греховных страстей, отсутствия смысла жизни, бездуховности, безверия. Человеку для преодоления всевозможных зависимостей необходимы, в первую очередь, личная решимость, покаяние и помощь Божия. Одной из важнейших задач православной психотерапии является содействие человеку (пациенту) в осознании им психологических страстных механизмов болезни или конфликтной ситуации. Наряду с медико-психоло¬гическими мероприятиями, которые обычно составляют начало лечения, совершенно необходимы духовные усилия для преодоления этих греховных страстей. Вера в Бога, покаяние во грехах, устроение жизни по заповедям Христовым вкупе с трезвением, самоконтролем и воздержанием – слагаемые истинного, а не мнимого исцеления.
Около 15 лет тому назад, мы вместе с отцом Анатолием (Берестовым), священником и врачом, разработали программу реабилитации наркозависимых. Главная идея программы – духовная реабилитация. Основная цель терапии наркозависимости — не только избавление от наркотиков, но содействие в нравственном, духовном возрождении личности. В реализации этой программы принимали активное участие психотерапевты, наркологи, психологи. Программа показала очень высокую эффективность.


Вопрос: Уважаемый доктор! А не получается ли так, что православный психотерапевт как бы подменяет священника?
Ответ:

– Ни в коем случае! Цель православного пастырства – спасение души. А цель православной психотерапии, психологии – исцеление души. Психолог –  соработник священника, он предшествует священнику и помогает ему. Об этом, кстати, говорится и в «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви». Важно именно соработничество при разграничении компетенций. Конечно, было бы хорошо, если бы пастырь обладал еще и соответствующими знаниями по психиатрии, психологии. Но сегодня нагрузка на священников огромная, поэтому мы, верующие специалисты, должны помогать нашим батюшкам.

Таинств мы, естественно, не совершаем, а побеседовать с человеком, подготовить его к исповеди, дать нужный совет, поставить некоторый «заслон», чтобы наш собрат не впал в еще большие искушения и грехи, – это очень важно. Чтобы страждущий имел возможность выговориться. И помощь эта оказывается очень востребованной. К нам поступает много писем, звонков, обращений на прием.


Вопрос: Дмитрий Александрович, как Вы считаете, есть ли у неврозов духовные «корни»?
Ответ:

Неврозы справедливо называют запущенной формой страстей (имеется в виду страсть в святоотеческом понимании этого слова, как греховное расположение души). В глубинной основе разнообразной невротической симптоматики лежит оскудение любви в сердце человека, а там, где нет любви, зреют равнодушие, неприязнь, нетерпимость, раздражительность, гневливость, завистливость, страх и др. Один пациент, страдающий затяжной формой невроза, признался: «Меня губит зависть. Как увижу, что у соседа или знакомого что-нибудь лучшее, так и места себе не могу найти, словно сгораю изнутри».

Многие невротики говорят о душевном бесчувствии, каком-то внутреннем холоде. Преподобный Серафим Саровский поучал: «Бог есть огнь, согревающий и разжигающий сердца и утробы. Итак, если мы ощущаем в сердцах своих хлад, который от диавола, ибо диавол хладен, то призовем Господа, и Он, пришед, согреет наше сердце совершенною любовию не только к Нему, но и к ближнему. И от лица теплоты изгонится хлад доброненавистника».

У всякой болезни есть духовные корни, но распознать их подчас бывает невозможно, невроз же выделяется из числа остальных психических и соматических заболеваний тем, что является своего рода чутким нравственным барометром. Его связь с духовной сферой очевидна, и возникновение этого недуга вследствие душевных терзаний и угрызений совести может быть стремительным. Однако грех лишь создает духовную почву для возникновения невроза, развитие же невротических проявлений зависит от особенностей характера, условий жизни и воспитания, нейрофизиологических предпосылок, а также различных стрессов и других обстоятельств, многие из которых трудно учесть.

Все в одну схему не уложить, жизнь гораздо сложнее. У одного человека формируется невроз, а у другого реакция ограничивается потрясением, но болезни не возникает. Глубинная сущность неврозов — тайна, известная только Господу.
Сложности, связанные с поиском причин возникновения неврозов, во многом обусловлены тем, что большинство ученых и практиков пытались и пытаются решить эту сложную проблему самостоятельно, без помощи Божией, без веры Христовой. Причем духовность пациента либо подменяется образованностью, эрудицией, либо совсем не принимается во внимание, отрицается.
Надо заметить, что клиника невротических расстройств за последние 10–15 лет существенно изменилась. Она стала более сложной, запутанной (как, впрочем, и души обращающихся за помощью людей), а течение недуга — более затяжным. Постоянно растет непонимание между людьми, даже самыми близкими; достучаться до ума и сердца пациента становится все труднее и труднее.

Вот еще одно наблюдение. В последние годы стал очень популярным хлесткий, как удар кнута, термин «стресс». Он неизвестен разве что маленькому ребенку. Православный врач В. К. Невярович совершенно верно указывает: «В наше же время в понятие «стресс» (с психологической точки зрения) вошли чуть ли не все неприятные и тягостные для человека явления: ссора, конфликт, обида, печаль, переутомление, зависть, разочарование и пр. Границы стресса чрезвычайно размыты. Ганс Селье (автор теории стресса) утверждал, что пока человек жив – он находится в состоянии стресса. Греховные страсти остаются неведомыми нехристианским ученым. Зато найден некий мистический новый невидимый универсальный враг человечества по имени «стресс», с которым наука пытается бороться. Какими же способами? Самыми разнообразными — от аутотренинга, массажей, бань, транквилизаторов до путешествий, медитаций и специальной «противострессовой диеты». Сами же люди по старинке прибегают нередко к водке, а в последнее время многие пристрастились и к наркотикам».

Невроз (особенно некоторые его формы: упорные навязчивые состояния, стойкие страхи) может быть также следствием дьявольского ополчения. Иначе как можно, к примеру, расценить непреодолимое желание мыть руки до нескольких десятков раз перед едой или пересчитывать пуговицы на пальто у встречающихся прохожих и т. п.? При этом больные ужасно страдают, мучаются от своих состояний, тяготятся ими, но ничего с собой поделать не могут. Кстати, сам медицинский термин «обсессия», обозначающий навязчивые явления, переводится как одержимость. Епископ Варнава (Беляев) пишет: «Мудрецы мира сего, не признающие существования бесов, не могут объяснить происхождение и действие навязчивых идей. Но христианин, сталкивающийся с темными силами непосредственно и постоянно ведущий с ними борьбу, иногда даже видимую, может им дать ясное доказательство бытия бесов. Внезапно появившиеся помыслы, как буря, обрушиваются на спасающегося и не дают ему ни минуты покоя. Но положим, что мы имеем дело с опытным подвижником. Он вооружается сильной и крепкой Иисусовой молитвой. И начинается и идет борьба, которой не предвидится конца.

Человек ясно сознает, где его собственные мысли, а где всеваемые в него чужие. Но весь эффект впереди. Вражеские помыслы часто уверяют, что если человек не уступит и не соизволит им, то они не отстанут. Он не уступает и продолжает молить Бога о помощи.  И вот в тот момент, когда человеку кажется, что действительно, может быть, борьба эта бесконечна, и когда он уже перестает верить, что есть же такое состояние, когда люди живут спокойно и без таких мысленных мучений, в это самое время помыслы сразу пропадают, вдруг, внезапно… Это значит — пришла благодать, и бесы отступили. В душу человека проливаются свет, мир, тишина, ясность, чистота (ср. Мк. 4, 37–40)».

И еще. Человек, страдающий неврозом, не лучше и не хуже остальных; его заболевание — лишь частный случай последствия греха. Человеческая природа повреждена грехом со времен наших прародителей, посему всем нам надлежит, уповая на помощь и милосердие Господне, каяться и исправляться.


Вопрос: Что говорили святые отцы о курении?
Ответ:

Человек извратил самые наслаждения чувственные. Для обоняния и вкуса, и отчасти для самого дыхания, он изобрел и воскуряет почти непрестанно острый и пахучий дым, принося это как бы постоянное кадило демону, живущему во плоти, заражает этим дымом воздух жилища своего и воздух внешний, а прежде всего пропитывается этим зловонием сам, — и вот вам постоянное огрубление своего чувства и своего сердца поглощаемым постоянно дымом не может не действовать и на тонкость сердечного чувства, оно сообщает ему плотяность, грубость, чувственность - поучает святой праведный Иоанн Кронштадтский.

Табак расслабляет душу, умножает и усиливает страсти, омрачает разум и разрушает здоровье медленной смертью. Раздражительность и тоска — это следствие болезненности души от табакокурения - говорил преподобный Амвросий Оптинский.

В 1905 году афонский старец Силуан провел несколько месяцев в России, часто посещая монастыри. В одно из таких путешествий в поезде он занял место напротив купца, который с дружеским жестом раскрыл перед ним свой серебряный портсигар и предложил ему сигарету.
Отец Силуан поблагодарил за предложение, отказавшись взять сигарету. Тогда купец начал говорить: «Не потому ли, батюшка, Вы отказываетесь, что считаете это грехом? Но курение помогает часто в деятельной жизни; хорошо прервать напряжение в работе и отдохнуть несколько минут. Удобно при курении вести деловую или дружескую беседу и, вообще, в ходе жизни…». И дальше, пытаясь убедить отца Силуана взять сигарету, он продолжал говорить в пользу курения.
Тогда все-таки отец Силуан решил сказать: «Господин, прежде чем закурить сигарету, помолитесь, скажите одно «Отче наш». На это купец ответил: «Молиться, перед тем как курить, как-то не идет». Отец Силуан в ответ заметил: «Итак, всякое дело, перед которым не идет несмущенная молитва, лучше не делать».


Вопрос: В последнее время меня беспокоит бессонница. Дмитрий Александрович, что Вы можете посоветовать для улучшения сна?
Ответ:

Если не спится — позвольте себе не спать. Не загружайте себя мыслями о сне и его скорейшем наступлении. Зачастую человек больше страдает не от бессонницы, а от переживаний по этому поводу. Индивидуальные потребности в отдыхе и сне различны у каждого конкретного человека. Важно прислушаться к себе, познать себя и решить для себя, сколько нужно времени для сна. Одному человеку необходим восьмичасовой ночной сон, другому — достаточно шести часов. Если, к примеру, поменять этих людей местами, то первый будет недомогать от недосыпания, а второй — измучается таким продолжительным сном.

Сегодня надо быть очень осторожным, просматривая те или иные телепередачи. Содержание телевизионных программ изобилует всяким непотребством, сценами насилия, ужасов и т. п. Какой уж тут здоровый сон? То же касается и музыки.

А многие молодые люди сейчас увлечены компьютерными технологиями и, в частности, плотно «сидят» в сети Интернет: сейчас модно быть 24 часа он-лайн. Ничего хорошего для здоровья из этого, естественно, не бывает.
Поздний вечер — время спокойных дел и неторопливых разговоров. Погуляйте перед сном. Откажитесь от обильного ужина. Проветрите спальную комнату. Постель должна быть не слишком мягкой. Высота подушки должна быть такой, чтобы максимально способствовать естественности позы и расслаблению мышц. Есть наблюдения, что постель темных тонов способствует успокоению нервной системы.
На ночь можно выпить 1/2 стакана теплой воды и съесть чайную ложку меда. Примите теплый душ или погрейте в ванной ноги. С древности известно о пользе бани для снятия напряжения и улучшения сна.

Нет сна — не мучьте себя. Успокойтесь, помолитесь, подышите свежим воздухом, выпейте глоточек святой воды. Если проблемы со сном не связаны с каким-то серьезным заболеванием, то завтра сон непременно будет крепче, глубже и продолжительнее.
Благотворно влияют на нервную систему изюм, курага, мед.

Нелишне напомнить и о пользе закаливания организма. Немаловажную роль играет посильный физический труд, особенно это касается молодых людей. Ненатруженная плоть смущает душу раздражительностью, негожими помыслами.
Перед сном можно помазать виски лавандовым маслом или 3–5 капель лавандового масла накапать на кусочек сахара и пососать его перед сном. В изголовье кровати полезно прицепить льняной мешочек с высушенными корнями валерианы. Нелишней будет и врачебная консультация.


Вопрос: Многим кажется, что душевнобольному можно помочь без лекарств. Насколько опасно откладывать лечение или избегать его?
Ответ:

Я порой встречаюсь с ситуациями, когда приходит мама и говорит: «Я ни за что не сдам своего сына в психиатрическую больницу!» Какое выражение она употребляет: «не сдам»!  Конечно, эта мать делает своему сыну медвежью услугу.

Вот когда мама ведет трехлетнего малыша к стоматологу, а тот упирается ножками, кричит и плачет, то она берет на себя всю полноту ответственности, потому что знает: от кариеса зубки ее ребенка развалятся.

Что касается психиатрии, эта линия поведения особенно актуальна, потому что часто в случае эндогенных заболеваний у больного теряется критика к своему состоянию. Нет четкого понимания того, что он заболел, что с ним творится что-то неладное.Поэтому родственники должны обратить на это внимание. Вовремя начатое лечение и облегчит старадния больного, и позволит добиться ремиссии, что улучшит качество его жизни. Поэтому откладывать или избегать лечения не следует. Если не лечить психическое расстройство страдать будут все - и болящий, и его окружение.

Наверное, многие знают, что в Америке человек без психоаналитика чихнуть не может, а у нас, порой, человек страдает долгое время и никак не обратится к врачу.  Не нужно таких крайностей и противопоставлений, нужен какой-то срединный путь. Не стоит забывать и о том, что и лекарства, и усилия врача тоже благословляются Богом.


Вопрос: Хочу спросить про синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей. Имеет ли это заболевание духовные причины? Излечимо ли оно и на что в лечении обратить внимание?
Ответ:

СДВГ - это психическое расстройство. Однако оно является функциональным, То есть принципиально обратимым. Описывать лечение в настоящем письме не имею возможности. Оно достаточно хорошо разработано. В течение 2-3 лет курсами (обычно весна - осень) нужно будет попить нетяжелые препараты, улучшающие работу нервной системы.

Укажу лишь, что очень большое значение имеют, помимо медикаментов, теплая домашняя атмосфера, режим, физкультура, закалка. Пусть ребенок больше бывает на воздухе и меньше времени проводить в душной комнате за компьютером или перед телевизором. И главное - духовное воспитание ребенка. Годам к 12-14, при благоприятном стечении обстоятельств, все пройдет. Помоги Вам, Господи!


Вопрос: Дмитрий Александрович, меня очень волнует вопрос: излечимы ли психические заболевания?
Ответ:

Так называемые «пограничные» состояния, а также ряд острых психотических проявлений излечиваются более успешно, нежели хронически протекающие психозы (шизофрения, маниакально-депрессивный психоз и др.). В последних случаях целью лечения является достижение наиболее длительной ремиссии (отсутствие явных клинических проявлений) и максимальная адаптация больного к повседневной жизни.

Хочу также указать на то, что понятие «неизлечимость» скорее характеризует длительность заболевания и не всегда говорит о тяжести и степени опасности. Нет на Земле абсолютно здоровых людей. Все мы в той или иной мере больны и всю жизнь несем тяготы, скорби, потери, физические недуги. Таков наш удел. «Многими скорбьми подобает внити в Царствие Божие» (Деян. 14, 22). «Претерпевый же до конца, той спасен будет» (Мф. 10, 22).

И еще. Мне не раз приходилось видеть душевнобольных людей с большим стажем заболевания, у которых по мере воцерковления, по милости Божией, проходили различные трудноизлечимые и неизлечимые проявления болезни. Молитва, святые Таинства в корне изменяли их психическое состояние. Исчезали упорные бредовые идеи, галлюцинации, в глазах появлялась осмысленность, значительно улучшалось самочувствие. Вместо «маски сумасшедшего» на лице отображалась печать духовности.


Вопрос: Врач сказал, что у меня вегетососудистая дистония. Расскажите, что это за заболевание, чем оно вызвано и как его лечить?
Ответ:

Очень часто к врачу обращаются люди, страдающие распространенным на сегодняшний день недугом, который именуется «нейроциркуляторная дистония» (НЦД) или иначе — вегетососудистая дистония (ВСД).
В основе этого патологического состояния лежит перенапряжение центральной нервной системы, вызывающее нарушение регуляции сосудистой системы, ухудшение кровоснабжения органов и тканей, трофические расстройства, ухудшение проходимости микрососудов. В специальной литературе дается еще одно название этой патологии — «синдром тревоги». Полагаю, что оно себя вполне оправдывает.

К основной причине, а именно нервному перенапряжению, часто присоединяются другие факторы риска. Среди них хроническая очаговая инфекция (тонзиллит, гайморит, кариозные зубы), травмы головы, последствия острой или хронической интоксикации (в первую очередь алкогольной, а теперь и наркотической). Симптомы недуга связаны преимущественно с нарушением функционирования того или иного вегетативного процесса. Среди них головные боли, головокружения, слабость, утомляемость, излишняя потливость, зябкость, метеочувствительность, неустойчивость артериального давления, ухудшение сна и др.

Наиболее грозными осложнениями этого заболевания являются гипертоническая болезнь, атеросклероз с ишемической болезнью сердца, дистрофия с признаками раннего старения. НЦД часто развивается у людей, как бы «зацикленных» на своем здоровье. Врачам хорошо знаком термин «ипохондрия», который означает устойчивую фиксацию человека на своем самочувствии, порой переоценку тяжести своего состояния. Так вот, среди страдающих этим заболеванием немало ипохондриков, хотя, конечно, все в одну схему не уложить. Несомненно, следует относиться к себе разумно, беречь здоровье, ибо оно дар Божий. Вредно лишь все чрезмерное.

Лечится НЦД трудно. Основной упор делается на изменении образа жизни человека. Я бы сказал, что главным врачевством при этом страдании должно стать обретение человеком душевного мира. А, как известно, мира на душе без благодати Божией не бывает. Именно мирный дух и спокойная совесть в сочетании с разумным постом, телесным трудом, закалкой организма — слагаемые выздоровления.
Конечно, следует обратиться за помощью и к специалисту, но повторю: медикаменты при этом заболевании играют лишь вспомогательную роль.


Вопрос: Моя подруга говорит, что бессонница может возникнуть от духовных причин. Действительно ли существуют духовные причины плохого сна?
Ответ:

Сон – это чуткий нравственный барометр. Он изменяется (ухудшается, улучшается) от нашего духовного состояния. Хороший, крепкий сон подает Господь.

Один пожилой человек, участвовавший в обустройстве возрожденного из руин монастыря, сказал мне: «Если бы Вы знали, как мне в обители сладко спится! А дома сплю хуже». Это и понятно. Молитва все делает сладким. К примеру, я и сам удивлялся, как это парой картофелин и тарелочкой супа, съеденными в монастырской трапезной, бываешь сыт на весь день. Благодать Божия насыщает!

Знаю по опыту, что когда по разным причинам пожертвуешь молитвами на сон грядущий, пожертвуешь и крепким сном. Плохо спится и после недобрых разговоров, терзающих душу грехов. «Солнце да не зайдет в гневе вашем», — поучает нас Священное Писание. Отходить ко сну нужно со всеми примирившись (очно или заочно, молитвенно).

Во время врачебного приема, тем пациентам, у которых открыто сердце к вере, я повторяю хорошо известные истины: нам необходимо молиться утром и вечером, крестить перед сном комнату и постель, пить освященную воду и кропить ею жилище, читать Евангелие, призывать на помощь святых и Ангела-хранителя, пригласить в дом священника и освятить жилище (если оно не освящено), прибегать с верой и покаянием к Таинствам Церкви. Словом, надо жить по-христиански.

Хорошо известно, что многие подвижники проводили и проводят целые ночи без сна и при этом всегда остаются бодрыми, радостными. Как же можно это объяснить? Это чудо. В этом случае человек получает благодатное укрепление душевных и телесных сил от Господа, живет и насыщается Благодатию Божией. Поистине такой человек насыщается Духом Святым. Конечно же, это удел далеко не всех и этому не стоит подражать. Это дар Божий, а не следствие какой-нибудь тренировки. Не стоит самочинно браться за большие подвиги. Ничего, кроме гордости и ухудшения здоровья, это не принесет, в особенности новоначальному христианину. Подвижник не преследует цель заморить себя бдением, он горит любовью к Богу, его сердце пламенеет в молитве. Любые подвиги святые отцы растворяли смирением, послушанием, рассуждением. В христианской традиции принято молиться о даровании сна Ангелу-хранителю; преподобному Иринарху, затворнику Ростовскому; святым семи Ефесским отрокам. Все святые, молите Бога о нас!


Вопрос: Слышала, что характер человека влияет на возникновение у него тех или иных заболеваний. Дмитрий Александрович, а как Вы считаете, есть ли такая зависимость?
Ответ:

«Плачет мозг, а слезы — в сердце, печень, желудок…» — так образно говорил известный отечественный ученый А. Р. Лурия. Действительно, ученые и практики обратили внимание на определенные черты характера, которые свойственны тем или иным заболеваниям. К примеру, у больных ишемической болезнью сердца нередко обнаруживаются: внутреннее напряжение, нетерпимость, стремление к постоянному лидерству, эмоциональная неустойчивость.

Установлено, что возникновение бронхиальной астмы связано с наличием в характере выраженных черт напористости, нетерпимости. Заболевания щитовидной железы могут быть вызваны неумеренностью. При облитерирующем эндартериите (сосудистое заболевание) обнаруживают боязливость.

Каждое психосоматическое заболевание имеет свои психопатологические проявления. Так, например, при язвенной болезни отмечаются: периодическая тоскливая раздраженность, нервная напряженность, уныние, обидчивость; при гипертонии — повышенная ранимость, подавленное настроение, страхи; при тиреотоксикозе — повышенная возбудимость, вспыльчивость, раздражительность, суетливость, частые смены настроения, обидчивость, торопливость; при неспецифическом язвенном колите в характере больных уживаются сентиментальность и гневливость.

Правильнее различать психосоматические заболевания и психосоматические расстройства. Последние представляют собой нарушения функций внутренних органов и систем, возникновение и развитие которых в наибольшей степени связано с психическими факторами и личностными особенностями человека. В качестве примеров можно назвать психогенные невралгии, психогенные дискинезии, псевдоревматизм, псевдоревматические расстройства пищеварения, психогенные расстройства сердечного ритма и еще целый «букет» разнообразных патологических состояний. Главной причиной дисфункций и нездоровья во всех вышеперечисленных примерах являются стрессы, нервные потрясения, конфликты, длительное психоэмоциональное перенапряжение.

Первоначально эти изменения носят функциональный характер, но при продолжительном и частом повторении они могут стать органическими, необратимыми.


Вопрос: Недавно у нашего родственника выявилось психическое заболевание. Что нам делать, как нам лучше вести себя?
Ответ:

Надо вести себя по-христиански, с любовью. Психически больной человек нуждается в особом терпении, заботе. Дома, по возможности, следует создать щадящий психологический климат. Не стоит паниковать, нагнетать напряженность или слишком драматизировать ситуацию, ибо настроение и тревога домочадцев передается и болящему.

Необходимо следить за тем, чтобы больной обязательно выполнял рекомендации психиатра, принимал назначенные ему медикаменты. Об изменениях в поведении или ухудшении психического состояния нужно сообщать лечащему врачу.
За душевнобольного человека необходимо усердно молиться, так как его душевные силы и воля расстроены недугом. Хорошо, если семью духовно окормляет священник, знакомый с больным и характером его патологии.

Приведу строки из письма верующего, православного человека, страдающего психическим заболеванием: «…Еще — о бредовых идеях и навязчивых мыслях. Их очень трудно победить в лоб, но можно в обход. Когда я была в больнице в бредовом состоянии, моя мама исповедовалась и заказала отслужить молебен с водосвятием Божией Матери, перед иконою «Скоропослушница», и бред оставил меня. И опять же, когда находят навязчивые идеи, сколько им ни противоречь, хотя и видно, что они безумны, отогнать их невозможно. В них какая-то сила от диавола, они волнуют сердце, действуют не только на ум, но возбуждают и чувство. Но их также можно победить в обход. Я, например, просила помолиться обо мне, и мысли, постоянно вращавшиеся в уме, покинули меня, а это были вопросы, на которые я тщетно искала ответа…». Пример этот очень поучителен.

Если болен ребенок, то родители должны помнить, что его самочувствие и психическое состояние во многом будет зависеть от их благочестия. Помните, что, с любовью служа больному, мы не только облегчаем его скорби и страдания, но и сами сподобляемся милостей от Господа. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут (Мф. 5, 7).


Вопрос: Страдаю психическим заболеванием и опасаюсь огласки своего диагноза. Оправданы ли мои опасения?
Ответ:

Все сведения о психическом состоянии больного являются врачебной тайной, которая может быть раскрыта только по просьбе больного или его законного представителя с целью получения социальных льгот, юридической защиты и т.д.). Лечебное учреждение имеет право сообщить подобные сведения только по запросам судебных, следственных и правоохранительных органов. Во всех других случаях выдача психиатрами справок типа «состоит на учете» или «не состоит на учете» является незаконной, и врач несет за это ответственность. Тем более такие сведения никому не сообщаются по телефону, по просьбе соседей и т.п.


Вопрос: Дмитрий Александрович, посоветуйте, как можно профилактировать детскую нервность?
Ответ:

Начнем с самого простого и, одновременно, очень значимого обстоятельства – режим дня. Если он совсем никак не обозначен, то ребенок, да и подросток будут, несомненно, от этого страдать. Любые неразбериха, беспорядок, бессистемность чреваты различными проблемами. Отсутствие режима часто приводит к праздности, незнанию, чем заняться, что делать. Одна из главных «болезней» подрастающего поколения – безволие, волевые расстройства.  Поэтому режим поможет организовать личность.
Родителям и детям я, в этом случае, привожу в пример жизнь в монастыре. Монастырский устав не оставляет никакой праздности. Молитва, послушания, труд, изучение святых отцов…

Попутно добавим, что деткам, в особенности городским, не хватает движения, свежего воздуха. Зато в преизбытке напряжение психоэмоциональное, информационное. Одно телевидение чего стоит.

Для себя я давно сделал такой вывод: нервные родители – нервные дети. Счастливых семей, увы, немного, а вот проблемных хоть отбавляй. Ссоры и конфликты родителей, постоянные «выяснения отношений», безусловно, невротизируют ребенка. Во время консультации я всегда говорю таким родителям, что их дом может стать раем для детей, а может стать и адом. Вот и выбирайте, что лучше.

Отдельно хочу сказать о сверхтребованиях к ребенку. Приведу пример. На приеме мама с сыном. Сыну 8 лет. Он учится во втором классе специализированной школы с углубленным изучением английского языка. Еще он посещает два кружка, музыкальную школу и спортивную секцию. Плюс к этому папа серьезно взялся за обучение сына работе на компьютере. На серо-пепельном лице мальчика под очками прятались грустные голубые глаза. Ребенок выглядел обреченно и напоминал скорее пенсионера, чем мальчишку своих лет. А жалобы, по поводу которых они с мамой обратились на прием, были такими: плохой сон, повышенная утомляемость, головные боли. Это, увы, достаточно типичная ситуация. К тому же, в подобных случаях, воспитание ребенка подменяется образованием. А ведь это совсем разные вещи и надо это понимать.


Вопрос: Давно собираюсь бросить курить, но не знаю с чего начать. Можете что-нибудь посоветовать?
Ответ:

В качестве некоторых психологических рекомендаций могут быть полезны следующие:

  1. Наши вредные привычки во многом определяются нервозностью, тревогой, психоэмоциональным перенапряжением. Не забывайте об этом.
  2. Старайтесь выкуривать как можно меньше сигарет, вести подсчет выкуриваемых за день сигарет, стремясь к тому, чтобы сегодня было выкурено меньше, чем вчера.
  3. Выделите самые «важные» сигареты дня, проанализируйте психологические и ситуативные причины их выкуривания. Попробуйте противопоставить стрессам что-нибудь менее вредное.
  4. Каждое утро старайтесь как можно дольше оттягивать момент закуривания первой сигареты.
  5. Возникло желание закурить — не доставайте сигарету из пачки, не берите ее в руки хотя бы несколько минут. В это время займите руки, сделайте несколько физических упражнений, подышите поглубже.
  6. Не курите на голодный желудок.
  7. Время от времени устраивайте перерывы в курении («не курю до понедельника», «до конца месяца»).
  8. Если Вы бросили курить вовсе, то помните о том, что некоторое время (2–3 недели) может быть дискомфорт по типу абстинентного синдрома, так как организм лишился одного из продуктов потребления, который уже вкрался в глубинные процессы обмена веществ.

Пережить «синдром отмены» (первые дни или недели после прекращения курения) помогут несильные транквилизирующие средства, такие, как: валокордин, корвалол, ново-пассит, экстракт валерианы, персен, успокоительные сборы. Эти средства отпускаются в аптеках без рецепта.

Можно порекомендовать полоскание полости рта раствором пищевой соды (одна чайная ложка на полстакана воды), слабым раствором марганцовки или отваром ромашки. Полоскание в первые 7–10 дней после прекращения курения следует повторять каждые 3–4 часа.

Неплохо помогает препарат анабозин, пластырь «никотинел». Эти медикаменты обеспечивают организм небольшой дозой никотина и помогают бывшим курильщикам расставаться со своей пагубной привычкой.


Вопрос: Подскажите, можно ли пить психотропные средства православному человеку?
Ответ:

Психотропные препараты могут употребляться для лечения различных нервно-психических расстройств только после консультации с врачом. Мнение же о том, что верующему человеку эти лекарства употреблять нельзя – ошибочно. Цель приема указанных медикаментозных средств – нормализация расстроенного сна; стабилизация фона настроения, процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга, устранение симптомов тревоги и т. п. Описанные болезненные симптомы могут наблюдаться у человека ввиду различных обстоятельств, как изолированно, так и в сочетании с соматическими проявлениями. Профессионально подобранное лечение не повредит здоровью, а, напротив, улучшит самочувствие.
В случае невротических состояний, когда симптомы постигшего недуга напрямую зависят от психологических причин и обстоятельств жизни, медикаменты играют вспомогательную роль, ослабляя внутреннее напряжение и притупляя остроту жалоб. Их назначают обычно на непродолжительный период. Главным условием выздоровления будет поиск оптимального решения конфликта, а в духовном плане – смирение и покаяние.
Когда речь идет о более тяжелой психической патологии, то, как правило, без лекарств обойтись не удается. Но и в этом случае, конечно же, надо и лечиться и молиться.


Вопрос: Страдаю бронхиальной астмой. Слышал, что это заболевание развивается на нервной почве. Расскажите, пожалуйста, об этом подробнее.
Ответ:

Бронхиальная астма и еще целый ряд заболеваний, среди них, например, гипертония, ишемическая болезнь сердца, язвенная болезнь двенадцатиперстной кишки именуются как психосоматические. То есть эти недуги развиваются при непосредственном участии психоэмоциональных стрессовых факторов. Если подробнее говорить о бронхиальной астме, то замечу, что она имеет несколько механизмов, по которым развиваются ее клинические проявления. Один из них - нервно-психический.

О психоэмоциональных стрессах мы уже упомянули. Наряду с ними, существенная роль в формировании этого страдания отводится характеру страждущего. Большинство исследователей усматривают в нем выраженные черты напористости, некоего упрямства. Попытаюсь проиллюстрировать эти взаимосвязи. Астматический приступ сопровождается затруднением выдоха. А теперь представьте себе человека, поднимающего непомерную тяжесть. Естественно, он на высоте подъема задерживает дыхание. Так вот и астматик часто находится в состоянии внутреннего напряжения и как бы с большим напором преодолевает различные житейские обстоятельства. Конечно, это лишь некоторая упрощенная схема, но суть явления она отображает.

Зачастую болезнь прогрессирует и трудно поддается лечению, если указанная черта характера уже более напоминает страсть. Попытки развивать у больных душевно противоположные качества (уступчивость, мягкость, спокойствие) приносили хорошие результаты. Больные получали облегчение. Но это лишь половина дела. Грехи и страсти наши врачуются благодатию Божией у исповедного аналоя, а затем - Святыми Христовыми Тайнами. И Всемилостивый Господь, если будет на то Его Святая воля, исцеляет души и тела наши.


Вопрос: Какие формы психических расстройств наиболее распространены?
Ответ:

Наиболее распространенными являются депрессивные расстройства. Около 5% населения Земли страдают этой формой психической патологии. До 60% всех психических расстройств составляет депрессия. При всей сложности и многообразии депрессивных расстройств добрая их половина (а может быть, и больше) имеет духовную природу.

Не могу не упомянуть о неврозах и других пограничных психических расстройствах. На 1000 обследуемых приходится примерно 250–300 случаев подобного рода психической патологии.

Вообще за последнее десятилетие количество психически больных возросло на 35–50%. С болью в душе приходится говорить о 4 миллионах наркозависимых. Продолжают оставаться очень высокими показатели завершенных самоубийств — 35 человек на каждые  100 тысяч населения.

Только в Москве насчитывается больше сотни тысяч пивных алкоголиков в возрасте до 14 лет. Ежегодно 70 тысяч молодых людей умирают от наркотиков.


Вопрос: Мой Сын может сутками смотреть телевизор и говорит, что он так отдыхает. Вредит ли это ему?
Ответ:

Вредит, и даже очень. Вред этот разнообразный. Первое – содержание телевизионных программ. Душа, впитывая все, что льется с экрана телевизора, не может оставаться здоровой.

Далее, у людей, проводящих много времени пред телевизором, развивается состояние гипнонаркомании, то есть болезненно повышенная внушаемость. Как следствие, ослабевает воля, понижается способность к ситуационному анализу, страдает память, сон. Кроме того, из-за длительного сидения происходит застой крови в органах малого таза, что приводит к дисфункции кишечника. Облучение от кинескопа также не проходит бесследно. Оно вызывает, особенно у детей, различные неврозоподобные нарушения, проявляющиеся раздражительностью, беспокойным сном, ухудшением общего самочувствия и ослаблением физических сил. Безвозвратно уходит время, а оно так дорого. Так что отдых, о котором говорит Ваш сын, лишь иллюзия. Попытайтесь переубедить его, и совместно организуйте полезный отдых на воздухе, поход в музей, запишите его в бассейн или какой-то кружок по его интересам.


Вопрос: Слышала, что неврозы появляются даже у детей. Так ли это и от чего у ребенка может появиться это заболевание?
Ответ:

Действительно, в младшем школьном возрасте может развиться школьный невроз. Его причиной являются психологическая неготовность ребенка к школе, неприятие его сверстниками, унижение, избиение, чрезмерная строгость и неопытность педагога. Страдающий этим неврозом ребенок выглядит подавленным, отказывается идти в школу, имитирует (часто бессознательно) разные заболевания. Родители должны быть внимательны, суметь вовремя распознать его душевные затруднения и помочь ему. Нелишней будет и врачебная консультация или совет опытного психолога. Если болен ребенок, то родители должны понимать, что его самочувствие и психическое состояние во многом будет зависеть от их благочестия.


Вопрос: Я был алкоголиком. Но теперь, с Божией помощью, не пью. Можно ли мне хоть изредка выпивать немного вина?
Ответ:

Искренне рад за Вас. Слава Богу! На Ваш вопрос отвечу так: выпивать Вам не стоит, даже понемногу. Воздержание от алкоголя должно быть длительным, иногда и пожизненным. Почему? Да потому, что велик риск возврата к прошлому. Если для здорового (свободного от алкогольной зависимости в прошлом или настоящем) человека рюмочка вина совершенно безвредна, то для Вас это не так.

Приведу пример. Вот, предположим, у какого-то человека развилась аллергия на определенный продукт. Попытки, несмотря ни на что, употреблять этот продукт могут привести даже к смерти. Вот и Вы, если можно так сказать, тоже страдаете аллергией, только духовной. Если возобновите выпивки, то можете очень себе повредить. И лукавому будет проще вновь опутать Вас.


Вопрос: Подскажите, чем разница: Страх Божий и страх как фобия?
Ответ:

Страх Божий рождает в сердце мир и покой. Страх как фобия – это страх бесовский. Кто главный неврастеник? Дьявол, и страх, внушенный им, рождает в сердце именно вот такое состояние. Я в своих книгах сравниваю покаянный плач о грехах и невротическое самоедство. Покаянный плач о грехах рождает в сердце мир, покой и радость. А невротическое самоедство – это как толочь воду в ступке, как бег по кругу, печаль для печали и ничего другого. Оно ничего конструктивного не несет.


Вопрос: Я недавно в Церкви, и у меня такой вопрос: не является ли смирение видом психологической защиты или комплексом?
Ответ:

Смирение – это добровольное, по вере предание себя в руки святого Промысла Божия. Ни тихий голос, ни робкий взгляд или застенчивость совершенно ничего не говорят в пользу смирения или его отсутствия.

К примеру, еретик Арий имел иконописную внешность. Но это ровным счетом ничего не значило. Напротив, гордость в своем апогее может даже внешне напоминать смирение. Но только внешне. Человек может быть молчаливым, внешне скромным, но… закоренелым гордецом. Комплекс же, в привычном понимании этого термина, невротическое образование.  А большинство неврозов подпитываются гордостью.

Смирение рождает в душе человека мир и покой. Невротический комплекс несет с собой внутреннее напряжение, немирствие.

© 2007-2017, Официальный сайт Дмитрия Авдеева
Материалы сайта могут использоваться только с личного разрешения Дмитрия Авдеева и со ссылкой на источник. e-mail: daavdeev@yandex.ru

  • Яндекс.Метрика
  • Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет

  • СОКОЛ - Создание сайта